Ссылки для упрощенного доступа

Энтони Бракстон был первым джазменом, записавшим сольный диск для саксофона


ДС: Меня смущает этот коктейль: сверхинтеллектуал, автор многотомных исследований джазовой музыки, композитор, кларнетист, музыкант, играющий абсолютно на всех видах саксофонов, профессор самых престижных музыкальных школ США и все это – в одном лице! Ежемесячник «Даунбит» посвятил ему обзорную статью и интервью в мартовском номере и, прежде чем распечатать апрельский «Даунбит», стоит все же взглянуть на него – 66-летнего авангардиста Энтони Бракстона или, как его называют некоторые рецензенты, «первого джазмена-постмодерниста».
Где бы вы ни были и на чем бы вы нас ни слушали, добро пожаловать на частоты «Свободы». У вас есть приличный выбор возможностей слушать еженедельное «Время Джаза»: на ваших мобильных, смартфонах или планшетках через спутники Hotbird и ASIASAT-3, а так же с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в, забродившем густой весенней брагой, Париже – ваш ДС.

Anthony Braxton - Round 'bout Midnight – 2:37 (Anthony Braxton - 19 Solo Compositions – New Albion Rds)

ДС: - «Round 'bout Midnight» Теллониуса Монка. Сольная импровизация Энтони Бракстона на сопрано саксофоне. Удивительный диск Бракстона «19 композиций соло». Диск вышел на «New Albion Records» в 89 году. Из 19 сольных импровизаций 16 – пера и таланта самого Бракстона.
Если вы никогда не слышали об Энтони Бракстоне, вот краткая справка: родился 4 июня 45 года в Чикаго; выпускник чикагской музыкальной школы, а затем музыкального факультета университета; учился в университете Рузвельта на факультете философии; играет на всех саксофонах и кларнетах, предпочитая альт, сопрано и сопранино. В «Даунбите» фотография Энтони Бракстона, играющего на контрабасовом кларнете – зверь редкий. Он играет на флейте и фортепьяно. Бракстон записал более ста альбомов, начиная с эпохи, когда он играл со скрипачом Лиройем Дженкинсом и трубачом Уадада Лио Смитом. В 1968 году он выпустил свой первый сольный альбом «Альт». Композиции этого альбома были посвящены Сесилу Тейлору и Джону Кейджу. Это диск повлиял на развитие саксофониста Стива Лэйси и тромбониста Джорджа Льюиса, которые так же решились записать сольные альбомы.
В семидесятых годах Энтони Бракстон вместе с пианистом Чиком Кориа, контрабасистом Дейвом Холлэндом и ударником Барри Олтшюлом собрал авангардный квартет «Круг». Позже Чик Кориа покинул квартет, чтобы собрать оркестр «Return to Forever», но Холлэнд и Олтшюл продолжали играть в квартете Бракстона почти до конца десятилетия. Место пианиста занимали то трубачи, то тромбонисты. Базовое трио Бракстона при участии саксофониста Сэма Риверса, записало программный диск «Конференция Птиц».
Таково начало карьеры Энтони Бракстона, дальше его деятельность сильно уплотнилась и повысила динамику. Я так думаю, что на самом деле никакого Бракстона нет, а есть несколько факультетов: музыковедческий, философский, исполнительский, которые уплотнились до одной единственной физической фигуры – седовласого, крупного дяди с мощными руками, готового сыграть что угодно, но исключительно на свой манер и пояснить всё пятичасовой лекцией на трех языках. Энтони Бракстон долгое время жил в Париже, где его пылающий интеллектуализм и напористый авангардизм принимали на ура.

Anthony Braxton - 317E 32nd Street – 8:20 (Anthony Braxton - Eight (+3) Tristano Compositions – Hat Hut)

ДС: «317E 32nd Street» - композиция и манхэттенский адрес Ленни Тристано. Энтони Бракстон – сопрано-саксофон; Джон Раскин – баритон-саксофон; Дред Скот – рояль; Сэсил МакБи – контрабас и Эндрю Сирил – ударные. 10 декабря 89 года, фирма звукозаписи «Hat Hut».
Скот Яноу писал в своем «Музыкальном Гиде», что Энтони Бракстон почти не имеет шансов быть признанным бибоповым истеблишментом (читай пост- и-необиоповым…)». «Не смотря на великолепное качество его сочинений, - пишет он, - на сложнейшие построения, мощные отрывистые атаки, не смотря на собственную оригинальную логику его построений, его противники (среди которых Уинтон Марсалис) отрицают его творчество, потому что Бракстон, по их утверждению, редко импровизирует и у него отсутствует чувство блюза!» «Не смотря на все эти придирки,- заканчивает Яноу, - это все же джаз!»
Музыку Энтони Бракстона считают слишком церебральной. Логика и рациональность построений мешают большинству его критиков. А меж тем Энтони Бракстон продолжает лихорадочно трудиться. Он собирается поставить 36-актную оперу «Триллиум» (здесь необходимо путешествие в ботанику к многолетним травянистым семейства Мелантиевые). Опера эта длится 12 дней и неизвестно, удастся ли когда-нибудь ее вытащить на сцену. Энтони Бракстон работает над ней последние 25 лет. Все остальные незасекреченные сведенья об этом противоречивом джазмене, философе и писателе вы найдете в мартовском номере «Даунбита».

Мэриэн МакПартлэнд, в девичестве Тёрнэр, родилась в Великобритании, в Уиндзоре, графство Бёркшайэ 2 марта 1920 года в семье музыкантов. С трех лет она била младыми пальчиками по черно-белым домашнего пианино. Затем пять лет детства и юности ушли на уроки скрипки. После чего Мэриэн МакПартлэнд поступила в лондонскую Гилдхоллскую школу музыки и театра. В этой школе (во славу короны!) на равных правах существуют: опера и джаз. К огромному сожалению родителей Мэриэн, все еще Тёрнэр, увлеклась американским джазом и на домашней радиоле появились пластинки Дюка Эллингтона, Фэтса Уоллера, Тедди Уилсона, Мери Лу Уильямс, Нэт-Кинг-Коула и, будьте уверены, всех остальных гениев джазового фортепьяно. Не смотря на попытки родителей уговорить дочь продолжить занятия в Гилдхоллской школе, она сбежала в водевильную пианистическую труппу Билли Майерла, где и дебютировала под псевдонимом Мэриэн Пейдж. Труппа Билли Майерла выступала перед войсками союзников в конце Второй Мировой Войны по всей Европе, что привело к тому, что Мэриэн познакомилась в Бельгии с чикагским корнетистом Джимми МакПартлэндом и вышла за него замуж.
Не смотря на климатические пертурбации, на появляющееся и гаснущее wi-fi, вы все же слушает еженедельное «Время Джаза», которое прописано не только в ваших мобильных, смартфонах и в таблетках различных марок, но и просто – на нашем сайте svobodanews.ru. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.

Marian McPartland – Alfie – 6:11 (Marian McPartland - Twilight World – Concord Jazz)

ДС: - «Alfie» - стандарт Хэла Дейвида и Бёрта Бакарака. Мэриэн МакПартлэнд – соло. Запись сделана в сентябре 2007 года, то есть в возрасте 87 лет, и посвящена бывшему мужу Джимми МакПартлэнду. Си-ди, вышедший на «Concord Jazz» называется «Мир Сумерек».
Какое-то время Мэриэн играла в оркестре мужа, затем (в 46 году) переехала в США и в начале пятидесятых годов выступала сначала в знаменитом чикагском клубе «London House», а затем в Нью-Йорке на 52 улице в «Hickory House», где она дебютировала 1 февраля 1952 года и где она играла целых десять лет. Она предпочитала играть соло, но время от времени собирала трио: то с Максом Уейном – контрабас и с Моузи Александром – на ударных, то с Биллом Кроу – струны контрабаса и Джо Морелло, вестимо, ударные. Шестидесятые были временем тяжелым: развод, нелегкое десятилетие для джазменов в целом, редкий и нестабильный заработок. Но она какое-то время играла в оркестре Бенни Гудмэна, основала собственный дом звукозаписи, хотя и продолжала записываться на «Concord Jazz». В 86 году она выступала на фестивале в Ницце, в 91 – в Антибе, после чего запустила собственную радиопередачу «Marian McPartland – Piano Jazz».

Marian McPartland - All in Love is Fair – 4:36 (Marian McPartland - Willow Creek and Other Ballads - Concord Jazz)

ДС: -« All in Love is Fair», «В любви всё прекрасно» - песня-стандарт Стиви Уондэ. Еще одно великолепное соло Мэриэн МакПартлэнд с диска 92 года «Concord Jazz» - «Willow Creek and Other Ballads», «Ивовое Устье и другие баллады».
Мэриэн МакПартлэнд, которой пошел 93 год, 26 марта появится на частотах общественного радио Новой Англии в передаче: «Мэриэн МакПартлэнд и ее фортепьянный джаз».
Можно лишь добавить, браво, мадам, воистину – браво!

В 46 году, после дембеля, он решил попробовать свои силы в гарлемских клубах и предстал пред светлы очи Кёртиса Фуллера, музыкального директора оркестра Гиллеспи. Фуллер был вежлив, но в работе отказал. – Звук слабоват,- сказал он. Прошло несколько месяцев, как вдруг он получил телеграмму от самого Диззи, который приглашал его войти в комбо, игравшее в нью-йоркском клубе Spotlite. По тем временам выше прыгнуть было просто невозможно: за фортепьяно сидел Телониус Монк, на вибрафоне играл Милт Джексон, на альт-саксофоне – Хоуард Джонсон; контрабасистом был Рей Браун, ударником Кенни Клук Кларк. Он играл у Диззи до 48 года, записал с полдюжины дисков, а в 48 году махнул через океан в Париж. Лютеция кипела и выкипала, на Сен-Жермене клубы были полны молодежи, работы было сколько угодно и он застрял в городке на Сене на целых три года. Звали его Джеймс Муди, родился он 26 марта 1925 года и играл на тенор-и-альт саксофонах и флейте.
Весенняя волна доставляет вам на дом еженедельное «Время Джаза». Вы можете так же слушать нас на ваших смартфонах через спутники Hotbird и ASIASAT-3, а так же на ноутбуках и прочих таблетках с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофоне в Париже Дмитрий Савицкий.
James Moody - Autumn Leaves – 6:03 (James Moody & Kenny Barron - Fly Me to the Moon – Lonehill Jazz)

ДС: «Autumn Leaves» внесезонные «Осенние Листья», собирающие опадать где-нибудь в Санта-Фе, Аргентина. Стандарт Косма и Превера, аранжировка Мерсера. Диск Джеймса Муди с весьма синатровским названием «Улети меня на луну», «Fly Me to the Moon». Состав, сам Джеймс – альт-саксофон с легкой хрипотцой; его друг со стажем Кенни Баррон, рояль он же - второй лидер; Джордж Эскридж – гитара; Крис Уайт – контрабас и Руди Коллинс – ударные. Запись сделана в Нью-Йорке 16 сентябре 63 года.
Рос Джеймс Муди в городке Саванна, что в Джорджии. Отец его был тромбонистом, однако свой первый сакс он получил в 16 лет от дяди – то был альт-саксфон. Через год, наслушавшись Дона Байеса и Бадди Тейта, Джеймс сменил альт на тенор. Мобилизованный в армию, он продолжает играть, а когда с концертом на базу приезжает оркестр Диззи (вот она, первая встреча) он отправляется послушать его всеми четырьмя ушами. О том, чем закончилась эта история с Диззи, я уже рассказал.
Европейские годы Джеймса Муди не ограничились Парижем. Он записывается в Стокгольме, он играет в квинтете Майлза Дейвиса и Тэда Дэмрона (49 год) и он выпускает LP вместе с Максом Роучем. В 51 году Бабс Гонзалес сообщает Джеймсу любопытную новость: его баллада «Moody’s Mood», на которую King Pleasure написал слова, стала гигантским хитом. Джеймс может спокойно вернуться в Штаты, ему обеспечена популярность и накопившиеся роялти. Замечу, что King Pleasure был мастером исполнения в стиле vocalese, не путать с вокализмом. Это стиль параллельный скэту. Но если в скэте звучат бессмысленные силлабы, то в vocalese звучат слова, вторящие солирующему инструменту…

James Moody - Minuet In G – 3:13 (James Moody & Kenny Barron - Fly Me to the Moon – Lonehill Jazz)

ДС: «Менуэт в соль мажор» Тома МакЛнтоша. Джеймс Муди – флейта; Кенни Баррон – все еще за роялем; Эрнст Аутло – контрабас и Маршал Томпсон – ударные. Чикаго, 30 января 62 года.
В 57 году после пожара в «Blue Note» Джеймс Муди попадает в больницу, но не столько из-за шока (все инструменты и ноты сгорели), а на предмет затяжного лечения от затяжного же алкоголизма. Девять месяцев спустя он вновь появляется на джазовой сцене, но на этот раз в Чикаго. Он записывает альбом «Last Train from Overbrook» и впервые пробует играть на флейте.
Джеймс, который покинул подлунный мир в декабре 2010 года, мог играть в любом темпо, сохраняя удивительную гибкость, текучесть звука и лаконичность фразы. Он неустанно подчеркивал линии мелодии, украшая их хроматизмами и орнаментациями триолей.

Мартовский календарь, а тем более апрельский выглядят гигантской афишей гала-концерта знаменитых джазменов: Бен Уебстер, Тад Джонс, Фредди Грин, Харри Карни, Дюк Джордан, Джон Пиццарелли, далее везде… Кто у нас втиснется в проулок финишной прямой? Скажем, Пи-Уи Рассел? 1906 года рождения, дата – 27 марта. Дотянул до февраля 69-го. Настоящее имя Чарльз Элуорс Рассел. Родом из Сент-Луиса, Миссури. Кларнетист диксиленда. Добрался до свинга, би-бопа и, во что трудно поверить, фри-джаза
Но, напомню, вы слушаете (с чем с трудом, но соглашается ваша подруга) еженедельное свингующее «Время Джаза», на вашем десктопе, ноутбуке, ай-паде, смартфоне, мобильнике и грюндике - одновременно. Что ж! Настоящие фаны только так и поступают, не оставляя никакого шанса даже самому дальнему закутку в доме возможность быть неозвученным. Если ваш пес перестает, есть и пить после очередного «Времени Джаза», попробуйте струнные квартеты Брамса, иногда это помогает. Я же, ваш ДС, предлагаю заняться пианистом, скрипачом, саксофонистом, а главное кларнетистом – Пи-Уи Расселом:

Pee Wee Russell - Pee Wee Blues – 4:20 (Pee Wee Russell Quartet - New Groove – DCC JAZZ)

ДС: «Pee Wee Blues» самого Пи-Уи Рассела, он же лидер и кларнет. Бад Фриман – тенор-саксофон; Нат Пирс – рояль; Чарльз Поттер – контрабас и Карл Найф – ударные. Запись сделана в Нью-Йорке в феврале 58 года.
Пи-Уи Рассел пересек не одну, а несколько эпох. Он, как и Сатчмо, начинал играть на речных пароходах; он играл в Мексике и Калифорнии в свои молодые годы; он поселился в 24 году в Чикаго, где вошел в состав оркестра Франки Трамбауэра и Бикса Байдербека. В предвоенные годы он играл с Луи Прима, Адрианом Роллини, Редом МакКензи, Эдди Кондоном и Бобби Хакеттом. В сороковых он был звездой джазовых клубов Гринвич Вилледж в Нью-Йорке. Единственным антрактом в его музыкальной карьере была затяжная болезнь которая приковала его к постели в начале пятидесятых. Но, выздоровев, он участвует в ньюпортском фестивале и в фестивале в Монтерее, отправляется на гастроли в Австралию, Новую Зеландию и Японию. Он опять играет в Ньюпорте в 63 году – на этот раз с Телониусом Монком. Он выступает в Белом Доме на инаугурации Ричарда Никсона 21 января 69 года.
Белый Дом, увы, оказался последней сценой для Пи-Уи Рассела: он скончался 15 февраля того же года.
Историки джаза не в состоянии дать определение его стилю. Это понятно. Пи-Уи Рассел начинал с диксиленда и закончил би-бопом и авангардом. Он даже записал композицию Орнетта Коулмена!
Но у нас остается еще несколько минут, чтобы вспомнить еще одного мартовского именинника. Это один из трех братьев Джонс – Тад Джонс, трубач. Ханк Джонс – был пианистом, а Элвин Джонс – ударником. Тад родился 28 марта 1923 года в Мичигане. Кроме трубы, он так же играл на тромбоне, корнете и был композитором. Среди самых известных его дисков пластинки, записанные с Джерри Маллиганом, Чарли Мингусом и Пэппэр Эдамсом.
Мы расстанемся на его интерпретации стандарта Харольда Арлена и Теда Кёхлера «Ill Wind», «Злой Ветер». С Тадом Джонсом играют: Билли Митчел – тенор-саксофон; Барри Харрис – рояль; Перси Хис – контрабас и Макс Роуч – ударные. Руди ван Гельдер записал «Ill Wind» для «Blue Note» в Хакенсаке 14 июля 56 года:

Thad Jones - Ill Wind Thad Jones – 7:04 (Thad Jones - Complete Blue Note - Roulette Recordings)

Что ж, на этом наше время истекло. «Время Джаза» и ваш ДС вернутся на ваши частоты – через неделю. Подкаст вы найдете на нашем сайте svobodanews.ru. Всех вам благ, солнечной и удачной недели. Чао, бай-бай!

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG