Ссылки для упрощенного доступа

Военный обозреватель Виктор Баранец – о жизни армии


Виктор Баранец
Виктор Баранец
Первого апреля начинается весенний призыв в армию. О проблемах призыва в российскую армию и эффективности мер, которые российская власть планирует применить для борьбы с уклонистами от воинской службы, уже говорят многие эксперты.

В том числе – военный обозреватель газеты "Комсомольская правда", бывший пресс-секретарь министра обороны России, полковник Виктор Баранец.

– Создалась безвыходная ситуация. Молодые люди не хотят служить в армии, и загнать их в казармы можно только силой. Время, когда по призыву можно было набрать столько людей, сколько нужно, прошло. Что делать в этой ситуации?

– Проблема призыва в России находится в серьезном кризисе. Мы – чемпионы мира по количеству "косарей" – откосивших от армии. Их уже 235 тысяч. В недавние годы Генштаб замахивался уже на людей с судимостью, имели серьезные криминальные приводы в милицию, а в прошлом году разразился скандал из-за того, что стали загребать аспирантов. Вмешался президент. Прошлой весной мы призывали 218 тысяч новобранцев, а осенью – уже 136. По моим данным, весной этого года будет чуть больше 136 тысяч. Естественно, здесь серьезные проблемы. Это и огромное количество тех, кто хочет "откосить" от призыва. Это и очень хилое состояние здоровья призывного контингента. Это и огромное количество юношей, имеющих законное право на отсрочку – они продолжают образование. Отношение к службе в армии в российском обществе резко поменялась. Есть очень много общественных направлений, которые давят на власть, требуют, чтобы Россия побыстрее отказалась от призыва. Требование, безусловно, отвечает новым веяниями времени, но сейчас российская армия в одно мгновение стать профессиональной не может.

– Почему?

– Потому что для того, чтобы призвать солдата на контрактную службу, надо, во-первых, платить ему достойное денежное довольствие – 25-30 тысяч рублей. Кроме того, контрактник должен иметь социальный полис – ему надо предоставить достойное жилье, жене дать работу, а ребенка устроить в садик. На это пока у государства денег нет.

– Известно, что план по призыву в ряде регионов выполняется примерно на 70-80%. А нельзя хотя бы сократить в приказном порядке количество юношей, которых должны призвать?

– Есть вооруженные силы, есть границы. Нельзя, чтобы пять километров границы охраняли всего два бойца. Мы не можем половиной штата обслуживать ракету, танк, самолет, подводную лодку… Есть определенная четкая структура вооруженных сил, которая требует людского наполнения. И есть цифра, которая может ошарашить. Если вам говорят, что сегодня в российской армии 1 млн. человек – не верьте. Реально в российской армии без малого 800 тысяч, а, может, и меньше. И это тоже не от доброй жизни.

– Многие страны мира перешли на профессиональную службу. Почему Россия не может это сделать?

– Таких армий десятки. Но они не в одночасье переходили на такую систему, а сначала проводили глубинную финансовую, и социальную реформы – готовили базу. Каждое такое государство прежде выделяло огромные деньги на жилье и всю инфраструктуру, не только давало контрактникам достойную зарплату, но и еще массу преференций, которые заставляли этого человека не уходить на гражданку, а служить в армии, становиться профессионалом. И чем больше он служил, тем он больше получал. Мы же только в начале пути. Уже три раза пытались ввести федерально-целевые программы поэтапного перевода армии на контракт, и все проваливали. Потому что половина денег растаскивалось или же все делалось безмозгло. Тогда целыми батальонами ребята, которых назначали контрактниками, бежали домой.

– Похоже, что Минобороны и те российские ведомства, которые заинтересованы в том, чтобы план призыва выполнялся, выбрали в основном силовые методы: ближе становится угроза уголовного преследования для тех, кто не хочет служить. В современном мире это не работает, может вызвать только новую волну протестов в обществе. Как вы считаете, удастся заставить молодых идти в армию?

– Вопрос идет об отношении граждан и государства. У государства есть Конституция, которая обязывает каждого гражданина отдать долг государству. Это не туалетная бумага – это главный закон страны. Да, многим не нравится служить в такой армии: там бьют, плохо кормят, плохо одевают. Но это все бытовуха. Это разрушение на общем плане. У государства есть законы, и граждане должны их выполнять. Бегает 235 тысяч пацанов, которые наплевали на Конституцию. Это хорошо или плохо?

– Плохо, с этим трудно не согласиться. Но и государство должно обеспечить своим молодым гражданам условия для достойной воинской службы: устранить коррупцию, провести такую военную реформу, которая сделала бы престижной службу в российской армии. Вот в чем проблема.

– Это расхожий бытовой разговор. У меня есть другие аргументы. Россия – государство, у которого должна быть армия. Есть законы, и их надо выполнять. Да, армия не безгрешна, но ведь сейчас хоть что-то, но делается. И телефоны солдатам разрешаем, и интернет. Да, мы должны еще снять с себя медвежью шкуру нецивилизованности нашей армии, есть проблемы есть, но есть и законы. И их надо выполнять. Я не понимаю, что это за государство, у которого 235 тысяч юношей наплевали в лицо собственному народу. Не понимаю этих ребят!

– Мы с вами констатировали, что серьезные проблемы в российской армии есть. И одна из них – это проблема призыва. Пока еще президент России Дмитрий Медведев заявляет о том, что в целом военная реформа закончена и закончена успешно. Как вы прокомментируете такие заявления?

– Считаю такие заявления поспешными, не объективными, а отчасти даже, возможно, и преступными. Потому что если Верховный главнокомандующий не сообщает народу объективную реальность, он совершает преступление. Он убаюкивает и народ, и свою армию. То, что было заявлено об окончании реформы, это позорный блеф, поскольку армия находится сейчас в полуразобранном состоянии. Она окутана огромными проблемами, которые надо решать. Проблем у армии не уменьшилось, боеготовность ее снизилась. Морально-политический состав армии даже после троекратного повышения денег не такой высокий, как, может быть, это представляется в Кремле.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым!
XS
SM
MD
LG