Ссылки для упрощенного доступа

Социолог Александр Бикбов - об участниках проправительственных митингов


Александр Бикбов (фото Марка Боярского)
Александр Бикбов (фото Марка Боярского)
Молодые ученые из независимой группы "НИИ митингов" провели десятки интервью на митинге в Лужниках 23 февраля и на Манежной площади сразу после президентских выборов. Своими наблюдениями делится научный координатор проекта "НИИ митингов", кандидат социологии Александр Бикбов:

- То, что большинство приехавших приехали туда не сами, - это уже общее место. При этом довольно любопытно, что среди свезенных на митинги (из тех, кто соглашался отвечать на вопросы), хватало людей, искренне поддерживающих Путина. Например, на митинге в Лужниках я интервьюировал совершенно замечательную фермершу с высшим медицинским образованием, которая выступала за стабильность, за верный курс в сельском хозяйстве и которой местный исполком "Единой России" помог восстановить ферму после пожара. Там точно так же были люди, которые не поддерживали Путина и "Единую Россию" как политическую силу. Скорее, они соглашались с их существованием - как высшей власти, с которой ничего нельзя сделать. Это были замечательные интервью с рабочими, свезенными из регионов, которые просто не видели альтернативы. То есть они могли высказывать самые безысходные сентенции о своем уровне жизни, о возможностях, которые им оставляет социальная ситуация, но при этом не видели для себя никакой возможности протеста или борьбы. И вот это молчаливое согласие с властью, которое и так есть и которое довольно сильно давит, - это еще один из способов поддерживать текущее правительство.

Некоторые из опрошенных признавались, что не сами решили приехать на митинг. Так, была довольно обширная группа, около 50 человек, людей, привезенных из Брянской области, кого, судя по их словам, обещали лишить зарплаты. Точно так же на Манежной площади было огромное число людей из различных госучреждений, которых централизованно вывезли на этот митинг, при этом не грозив им увольнением или лишением зарплаты, но пообещав, например, отгулы или просто предложив прийти и поддержать Путина, не требуя от них, например, лояльного голосования. Некоторые из них признавались, что голосовали они далеко не за Путина. Но довольно большое количество госслужащих избегает оказаться на плохом счету у начальства, а отказ от такого добровольного участия в централизованно организованном мероприятии является некоторым шагом, который может вызвать подозрения или просто не способствовать продвижению по службе.

Нас, конечно, интересовал социально-демографический состав участников прокремлевских мероприятий. Визуально, например, на Манежной площади 4 марта было очень много мужчин из регионов, вероятно, работающих в различных секторах материального труда. Присуствовали целые группы, мобилизованные по профессиональному основанию. Например, в пространстве митинга был целый сектор спортсменов - самые разные спортивные организации, ассоциации были представлены. Были работники крупных государственных или акционированных государственных предприятий, таких, как "Метрострой", "Мосводоканал" и так далее, и так далее. То есть, я не могу это утверждать наверняка, но не исключено, что митинг на Манежной площади был относительно представительным срезом государственных и муниципальных учреждений.

Примечательно, что далеко не все участники прокремлевских мероприятий голосовали за Владимира Путина. Кто-то говорил, что голосовал за Зюганова, кто-то - за Прохорова. Здесь как раз мы сталкиваемся с весьма удивительным фактом, показывающим, насколько нынешняя власть, при всех ее эстетических параллелях с поздним советским периодом, действует в совершенно ином режиме. В поздний советский период вы были обязаны голосовать за нужных кандидатов просто потому, что у вас не было другого выбора, вы должны были демонстрировать свою лояльность.

Среди вопросов, которые мы задавали собеседникам, значится вопрос: обсуждаете ли вы политику со своими друзьями и коллегами по работе? Оказывается, участники митингов в поддержку Владимира Путина тоже обсуждают текущую ситуацию и далеко не все госслужащие лояльны нынешней власти, по крайней мере, на электоральном уровне. В этом как раз и состоит довольно важное отличие: люди, которые не голосуют за Путина, при этом приходят на митинги за Путина. Ведь основное состязание, которое развернулось в феврале-марте между общегражданскими и проправительственными митингами, заключалось, конечно же, не в том, кто за кого голосует, а в том, кто сделает лучшую телекартинку. Это достаточно глубокое, достаточно основательное изменение политического режима в современной России.
XS
SM
MD
LG