Ссылки для упрощенного доступа

Радость и счастье сталинизма


Портрет Героя Социалистического труда Лолы Ирбутаевой, 1949
Портрет Героя Социалистического труда Лолы Ирбутаевой, 1949
В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка под названием "Радость труда и счастье жизни". 20 скульптур, вынутых по этому случаю из запасников галереи, дают представление о том, как возникали главные мифологемы сталинской эпохи

В 30-е годы прошлого века в скульптуре только-только начал складываться новый канон прославления так называемого "человека труда", канон, опирающийся не на авангард 1910-20-х годов, а на эстетику глубоко консервативную, имперскую, ту, что потом получила название "сталинский ампир". Черты канона окостенели к 50-м, потому на выставке особое внимание уделено начальному этапу становления нормативного художественного метода «социалистического реализма».

Заместитель директора по выставочной деятельности Третьяковской галереи Андрей Воробьев рассказывает о задачах выставки:

- Мы относимся к этим скульптурам как к историческому материалу. Среди прочего, это еще и часть нашей художественной истории. Большинство этих героев либо забыты, либо к ним сейчас неоднозначное отношение, но, запечатленные в произведениях искусства, если это было сделано качественно, они навсегда в историю этого искусства вошли. В Третьяковской галерее хранится много оригиналов или авторских вариантов тех скульптур, которые зачастую потом тиражировались до неприличия, как та же "Девушка с веслом". Но есть все же признанные шедевры. Так на выставке мы показываем бронзовую скульптуру "Металлург" Георгия Мотовилова. Эта работа выполнена для Всемирной выставки в Париже и демонстрировалась в павильоне, украшенном "Рабочим и колхозницей" Мухиной. "Металлург" - безусловно один из шедевров советского искусства.
Рындзюнская М.Д. Юная стахановка хлопковых полей Мамлакат Нахангова. 1940. Гранит.
Рындзюнская М.Д. Юная стахановка хлопковых полей Мамлакат Нахангова. 1940. Гранит.
Те идеологические цели, которые тогда преследовались, уходят на второй план. На первом же – стремление совместить классический античный канон красоты с образом рядового труженика. Это направление впоследствии возобладало. Но только впоследствии, а в 30-е годы скульпторы еще были относительно свободны в поиске. В этой связи очень интересна работа, в которой соединяются советские представления о прекрасном и какие-то совсем уж архаические формы, - ассирийские, вавилонские, древнеегипетские. Мы выставляем скульптуру, которая изображает некогда знаменитую стахановку Мамлакат Нахангову. Это абсолютный шедевр, а история, которая с ней связана, вовсе не так великолепна. То, как достигался результат, в стахановском движении не было главным. Обычно хлопок собирают, естественным способом одной рукой держа мешок, а другой рукой туда кладут коробочки. Мамлакат Нахангова придумала новый способ. Она шла, отрывая коробочки хлопка двумя руками и бросая их за собой, а затем целая бригада шла за ней и подбирала этот урожай. Неудивительно, что у самой героини труда показатели были колоссальными

- Поэтому у нее руки вытянуты вперед в откровенно ритуальном жесте?

-- Конечно. Кроме естественного, это еще и ритуальный жест. Как к произведению искусства к ней претензий нет, а вот к стахановке, наверное, должны были быть


Андрей Воробьев считает, что это важнейшее произведение сталинского ампира навеяно древнеассирийской скульптурой.
XS
SM
MD
LG