Ссылки для упрощенного доступа

Премьер и президент поговорили о бизнесе


Дмитрий Медведев (слева) и Владимир Путин, Кремль, апрель 2012
Дмитрий Медведев (слева) и Владимир Путин, Кремль, апрель 2012
В ближайшее время у российских предпринимателей может появиться собственный защитник их прав и интересов.

Об этом последовательно заявили сначала премьер, а затем и президент страны. Но, если по мнению Владимира Путина, защищать права бизнесменов от необоснованного преследования со стороны чиновников и правоохранительных органов должен особый омбудсмен, то Дмитрий Медведев считает, что эти функции может взять на себя специальный прокурор.

Сами предприниматели просят не столько о введении новой должности для человека, который будет их опекать, сколько о существенной либерализации законодательства в сфере экономической деятельности и проведении масштабной амнистии для бизнесменов.

О необходимости учреждения института уполномоченного по правам предпринимателей премьер-министр России заявил сначала в феврале на съезде РСПП, а теперь и в Госдуме, выступая перед парламентом с отчетом правительства о результатах его деятельности за 2011 год. Владимир Путин считает, что появление еще одного омбудсмена поможет улучшить инвестиционный климат в стране и поднять Россию в международном рейтинге инвестклимата с "позорного", как выразился премьер, 120-го на 20-е место.

По мнению премьер-министра, бизнес-омбудсмена следует наделить особым статусом. Дать ему право не только отстаивать интересы предпринимателей в суде, рассматривать их жалобы, вносить предложения в органы государственной власти, но и право приостанавливать ведомственные нормативные акты до решения суда. Соответствующий законопроект может быть внесен в Думу и принят уже в 2012 году.

В свою очередь Дмитрий Медведев считает, что защищать предпринимателей должен не омбудсмен, а спецпрокурор. По словам президента, это было бы разумнее. Во-первых, потому что в таком случае не потребуется серьезно менять законодательство, а во-вторых, статус у прокурора выше:

– Представим себе, что этот уполномоченный, извините, наковырял какие-то нарушения прав предпринимателей, которые приняты правительством. Масса же актов выходит, там действительно иногда черти что пишут, а потом все от этого страдают. Он что, должен быть уполномочен или иметь компетенцию отменять постановление правительства? Я думаю, что это практически нереально. У нас есть прокуратура, которая всеми этими полномочиями наделена. Может, создать отдельного специального прокурора, который должен выступать в защиту предпринимателей? И вменить ему это прямо в ответственность, – предлагает Дмитрий Медведев.

Председатель некоммерческого партнерства "Бизнес Солидарность" Яна Яковлева, которая по себе знает о том, каково приходится бизнесменам при столкновении их интересов с правоохранительными органами, убеждена: отдавать функции защитника предпринимателей прокурору бессмысленно. Поскольку сейчас, когда у прокуратуры есть все возможности вмешаться в ситуацию, не утверждать обвинительные заключения и не поддерживать обвинение против предпринимателей, она этого не делает. По мнению Яны Яковлевой сейчас гораздо важнее скорректировать законодательство и объявить масштабную амнистию:

– Необходимо провести модернизацию всего Уголовного кодекса в части экономических статей, включая статью 159 (мошенничество – РС), которая используется сейчас как расправа над предпринимателями. Уже получение прибыли толкуется правоохранительными органами как извлечение корыстного интереса. В этой ситуации показать, что государство повернулось лицом к бизнесу, могла бы амнистия и амнистия широкая, включающая в себя статью 159 часть четвертую, потому что часто правоохранительные органы говорят, что это не предпринимательская деятельность и даже используют это как основание, чтобы не выпускать людей из тюрем, – убеждена Яна Яковлева.

Во время недавнего заседания рабочей группы по формированию системы "Открытое правительство" Дмитрий Медведев заявил, что сегодня по "предпринимательским" статьям отбывают наказание 120 тысяч человек. Бизнес-сообщество утверждает, что в последние 10 лет в России каждый шестой предприниматель подвергался уголовному преследованию. За это же время из страны уехало около 1 миллиона 250 тысяч человек. 37 российских компаний покинули Россию, перерегистрировались и разместили свои акции за рубежом.
XS
SM
MD
LG