Ссылки для упрощенного доступа

Свобода и несвобода по версии Freedom House


Вице-президент Freedom House Кристофер Уокер
Вице-президент Freedom House Кристофер Уокер
Американская неправительственная организация Freedom House опубликовала ежегодный международный рейтинг свободы прессы, в котором Россия заняла 172-е место в списке из 197 стран. В прошлогоднем докладе Россия находилась на одну позицию ниже – на 173-м месте. По мнению Freedom House, в России сегодня такой же уровень свободы прессы, как в Зимбабве. Еще хуже ситуация в таких государствах, как Иран, Белоруссия, Туркмения и Узбекистан. Меньше всего свобод, по оценке организации, у журналистов в Северной Корее.

В ежегодном докладе Freedom House – организации, занимающейся исследованиями состояния политических и гражданских свобод в мире – отмечается, что средства массовой информации в России подвергаются "систематическому давлению" со стороны властей. В особенности, по мнению авторов текста, это касается общенационального телевидения.

Вице-президент Freedom House Кристофер Уокер в интервью Радио Свобода рассказал:

– В то время как число людей в России, смотрящих телевизор, несколько снижается, а число тех, кто читает новости и информацию в интернете, возрастает, телевидение как источник получения информации по-прежнему остается на первом месте. Этим и объясняется неустанный и постоянный контроль властей над всеми общенациональными телекомпаниями в России. Мы установили факты систематического вмешательства и давления сверху в ключевых сферах российского медийного рынка. В подобной обстановке, при таком уровне контроля и, в целом, в атмосфере, препятствующей существованию серьезной политической конкуренции и политического плюрализма, весьма маловероятно появление самостоятельного и независимого общественного телерадиовещания...



Российский правозащитник и писатель, президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов, оценивающий уровень журналистской свободы и доступа к независимым источникам информации в России, в целом, схожим образом, считает, однако, что эксперты Freedom House не заметили многих положительных тенденций, открыто проявившихся в российских медиа в 2011 году. Впрочем, добавляет Алексей Симонов, этим тенденциям в самое ближайшее время может прийти конец:

– 2011 год был относительно неплохим для средств массовой информации в России. Потому что были сделаны некоторые послабления, которые пробудили относительный плюрализм в российских СМИ. Назвать это тенденцией я бы побоялся, учитывая, что 7 мая у нас со всеми тенденциями будет покончено. Но то, что 2011 год был для средств массовой информации лучше, чем 2010-й, у меня сомнений нет. Что же касается нападений на журналистов и так далее, то, естественно, свобода оборачивается большей жестокостью по отношению к тем, кто ее обрел. Это не свидетельство отсутствия свободы, это свидетельство некоторого послабления по сравнению с тем, что было год назад.

Алексей Симонов считает, что российская журналистика сегодня находится в стагнации и ожидании возможного скорого конца эпохи положительных перемен и страдает, в том числе, от отсутствия всеми признанных авторитетов в своей собственной среде:

– В 2000 году, в первый свой президентский срок Путин ликвидировал Судебную палату по информационным спорам – один из немногих органов, который имел достаточно авторитетную репутацию в средствах массовой информации. Мои попытки реанимировать этот орган закончились, в конечном счете, ничем. На сегодняшний день неким подобием Судебной палаты является Коллегия по жалобам на прессу при Союзе журналистов. У нее есть свой юридический адрес, но она не имеет сколь-нибудь значительного авторитета, а те, против которых выдвигаются жалобы, должны подтвердить приемлемость суждений этой палаты. Но это суждение, к сожалению, не становится даже достоянием общественности. Поэтому, на самом деле, в российской журналистике нет авторитетов. И боюсь, что нынешний год станет годом, я бы сказал, смешений или поиска и появления новых авторитетов, - прогнозирует Алексей Симонов.

Составители международного рейтинга свободы прессы подчеркивают: слабый уровень свободы журналистов отличает не только Россию, но, так или иначе, все страны бывшего Советского Союза, за исключением Эстонии, Латвии и Литвы. Как отмечает президент Freedom House Кристофер Уокер, на пространстве бывшего Советского Союза – не считая стран Балтии – "частично свободными" можно считать только три государства: Молдавию, Грузию и Украину. При этом Украина находится непосредственно в пограничной зоне между определением "частично свободная" и "несвободная" и движется в сторону категории "несвободная".

Такие страны, как Белоруссия, Узбекистан и Туркмения, по словам Кристофера Уокера, и в этот раз заняли свои уже традиционные места в самом хвосте списка:

– Когда более чем три четверти населения, почти 80 процентов, узнают все новости от государственного телевидения, это становится тяжелым испытанием для всех других средств массовой информации – в первую очередь, сетевых изданий – в их попытках противостоять информационной гегемонии в таком государстве, как Белоруссия.

В Узбекистане в последние годы действия властей в отношении прессы были ужасающими – мы отмечаем всесторонние ограничения телерадиовещания и другие формы прямого преследования и давления на средства массовой информации. Туркменистан является государством с невероятным уровнем коррупции и подавления общественных свобод, поэтому ему уже традиционно присваивается рейтинг "худшего из худших". Один тот факт, что в этом государстве практически не существует доступа к независимой информации, доказывает всю сложность положения и необходимость самых значительных реформ, – говорит Кристофер Уокер.

По его словам, кроме вышеперечисленных государств, независимая журналистика не существует, либо почти не существует на Кубе, в Экваториальной Гвинее, Эритрее и Иране. Самое катастрофическое положение со свободой прессы – в замыкающей список из 197 стран Северной Корее, где любое инакомыслие подавляется всеми формами репрессий, включая тюрьмы и пытки.

Организация Freedom House одновременно отмечает, что в государствах так называемой "Арабской весны", включая Египет, Ливию и Тунис, средства массовой информации за прошлый год стали значительно более свободными. Наиболее свободна пресса, по оценкам Freedom House, в странах Скандинавии. Соединенные Штаты в нынешнем рейтинге занимают 22-е место.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".
XS
SM
MD
LG