Ссылки для упрощенного доступа

Обозреватель РС Виталий Портников – о политических жестах и реальной политике


Виталий Портников
Виталий Портников
Решение Владимира Путина выбрать Белоруссию в качестве места своего первого зарубежного визита стало предметом оживленных комментариев в российской и зарубежной прессе. Кроме того, эксперты отмечают и отказ Путина от участия в саммите "Большой восьмерки" в США.

Ситуацию анализирует политический обозреватель РС Виталий Портников:

Итак, Путин выбрал Минск, а не Астану, не Казахстан, и тем более забыта уже Америка, где ждали Путина, а не Медведева. Относительно первой поездки нового российского президента, вообще, было очень много версий. Его одновременно ждали сразу в нескольких местах – ждали в Астане, ждали в США, ждали в Израиле. Утверждалось, что Владимир Путин один из первых своих визитов осуществит именно в эту страну. Но, мне кажется, что выбор Минска в той политической ситуации, которая сегодня сложилась и в России, и на постсоветском пространстве, вполне логичен. Это акцент на постсоветскую интеграцию, о которой постоянно говорит Владимир Путин. Он постоянно утверждает, что необходимо расширять базу этой интеграции, в том числе и за счет Украины, которая пока что отказывается от каких-либо реальных шагов по присоединению к интеграционным симулякрам путинских времен. Владимир Путин едет в Беларусь и этим показывает, что он будет продолжать придерживаться интеграционной линии.

Другое дело, что у Александра Лукашенко и Владимира Путина крайне неприязненные личные отношения. Белорусский президент не скрывал этой неприязни даже уже после того, как Владимир Путин был избран президентом России. Но, возможно, это еще и визит по "укрощению" белорусского президента – чтобы не допустить какого-либо рода жестких заявлений и уже тем более каких-либо непредвиденных шагов со стороны Лукашенко в ближайшем будущем.

В принципе, первый визит первого лица страны – на самом деле символический жест, который может и не означать истинных намерений политического деятеля. Например, бывший президент Украины Виктор Ющенко после победы на выборах в 2004 году свой первый визит осуществил в Москву. А его преемник Виктор Янукович свой первый визит осуществил в Брюссель. Но, мне кажется, никто не будет считать, что Ющенко был пророссийским президентом Украины, а Янукович – прозападным. Ющенко хотел отмежеваться от своего образа прозападного политика, а Янукович хотел произвести впечатление не такого пророссийского политика, образ которого ему навязывали.

Для Владимира Путина, я думаю, визит в Белоруссию – это тоже жест. Понятно, что Белоруссия не является центром российских внешнеполитических усилий. Понятно, что интеграционный российско-белорусский проект потерпел поражение, что в любом случае единственный рычаг давления на Белоруссию –экономический. Путину, очевидно, хочется вновь вернуться к идее российско-белорусского взаимопонимания, возможно, сделать его фундаментом для дальнейших заявлений. Но это вне реальной политики! Я вообще не уверен, что сегодня Кремль может существовать в парадигме реальной политики – как внешней, так и внутренней.
XS
SM
MD
LG