Ссылки для упрощенного доступа

Авторские проекты

Олимпиада в Лондоне. Обратный отсчет


Олимпийский огонь Игр 2012 года в Лондоне зажжен
Олимпийский огонь Игр 2012 года в Лондоне зажжен
Радио Свобода продолжает проект, связанный с Олимпийскими играми в Лондоне, до открытия которых осталось ровно 10 недель. Они пройдут в столице Великобритании с 27 июля по 12 августа 2012 года.

Столица Великобритании – единственный в мире город, который МОК трижды объявил олимпийской столицей. Отдавая должное организаторам Игр ХХХ Олимпиады, мы попытаемся показать, что в Лондоне каждый раз начинался новый виток развития олимпизма.

Российский спорт выходил на Лондонские игры в разном формате. Первый раз, в 1908 году – малочисленной группой энтузиастов-любителей. В 1948 году намечалось выступление первой олимпийской сборной. Увы, по распоряжению Вождя, в Лондон направили только функционеров Спорткомитета.

Каким же будет спортивный "исторический эффект" выступления сборной России в Лондоне-2012? Какова дальнейшая судьба современного олимпизма, загадочного и противоречивого? И каких олимпийских чудес ждать нынешнем летом в Лондоне?

До начала Лондонской олимпиады мы знакомим читателей и слушателей Радио Свобода с историей современного олимпизма. Эксперт РС – историк и социолог спорта Юрий Теппер – рассказывает о первых в новейшей истории Олимпийских играх 1896 года в Афинах. В беседе принимает участие спортивный обозреватель РС Алексей Кузнецов.

– Создание современного благородного и гуманного олимпизма было провозглашено Пьером де Кубертеном на Парижском конгрессе. В 1894 году под сводами Сорбонны прозвучал гимн в честь Аполлона, и представители мирового педагогического сообщества благосклонно приняли предложение о возрождении Олимпийских игр. Образованность, обаяние и энтузиазм аристократа были замечательными качествами Кубертена. Он был одновременно романтиком и реалистом.

Но, во-первых, почти никто не оценил педагогических целей Кубертена, а, во-вторых, писал он, "практически никто не был заинтересован в оказании помощи делу". Не строил Кубертен иллюзий и по поводу энтузиазма коллег, согласившихся войти в состав Международного олимпийского комитета: "Одним любой ценой захочется встать у власти, другим – воспользоваться случаем для достижения каких-либо благ. Такова природа человека".

Еще, говоря языком современного менеджмента, Кубертен, увы, не различал понятия "проектная идея" и "идея проекта". Веруя в символику дат, романтик Кубертэн планировал проведение первых Игр в Париже, в 1900 году. Новому столетию – новая традиция!

– Кубертен действительно не очень задумывался о том, откуда возьмутся деньги на проведение всемирных состязаний джентльменов – любителей Игр?

– Он вдохновенно верил в могущество идеи и Госпожу Удачу. И Удача явилась в лице грека Деметриоса Викеласа, члена Панэллинского общества гимнастики. Воодушевленный Кубертэном коллега предложил, не теряя времени, провести Игры раньше. Викелас был уверен, что современную олимпийскую историю лучше всего начинать на родине античных состязаний, в Греции. Оставалось "малое" – обеспечить финансовую базу Афинского проекта. Кубертену пришлось опуститься с интеллектуального Олимпа на землю, занятую политическими играми. Кубертен вспоминал: "Я ощущал себя мячом, которым играли политические команды". Барон уговаривал, доказывал, очаровывал, читал лекции, безуспешно пытаясь продвинуть утверждение бюджета Игр в 250 тысяч драхм. А королевский двор Греции до поры держался в стороне.

– Но, кажется, барон оказался и политическим игроком?

– Кубертен предъявил письмо венгерского представителя МОК Кемени, в котором говорилось, что в случае отказа Афин Венгрия охотно примет у себя первую Олимпиаду. И тем самым достойно отметит тысячелетие своей государственности. Греческий принц Константин решил игры не отдавать и даже выделил некоторые деньги. Но королевский вклад не решил финансовые проблемы.

В критический момент организаторы Игр получили дар в миллион драхм. Богатый александрийский грек Георгиос Авероф субсидировал главную статью проекта – реконструкцию афинского Мраморного стадиона. И праздник Игры джентльменов стал реальностью.

– Церемония открытия прошла 6 апреля 1896 года. Дата была выбрана не случайно. Ведь в этот день пасхальный понедельник совпал сразу в трёх направлениях христианства – в католицизме, православии и протестантизме. Кроме того, в этот день в Греции отмечается День независимости.

– Первые летние Олимпийские игры современности проходили с 6 по 15 апреля. Согласно хронике МОК в соревнованиях принял участие 241 спортсмен из 14 стран, 197 из них представляли Грецию. Всего было разыграно 43 комплекта медалей в 9 видах спорта. Однако в других источниках зафиксировано, что в соревнованиях участвовали то ли 12, то ли 15 стран. Представители некоторых колоний и протекторатов выступали не от метрополии, а самостоятельно. Женщины к состязаниям не допускались – вполне в духе античности.

Первым олимпийским чемпионом 5 апреля 1896 года стал американец Джемс Конноли (тройной прыжок). Его результат стал первым олимпийским рекордом – 13 метров 71 сантиметр. Судя по всему, к своим выступлениям олимпийцы относились без звериной серьезности. Фестиваль спорта, праздник – значит, нужно праздновать.

Участие во всех видах программы гарантировало команде Греции первое место в неофициальном командном зачете. Победителей награждали серебряной медалью, атлету, занявшему второе место вручалась бронзовая. За третье – рукопожатие...

– Вот так и начали складываться олимпийские традиции!

– Игры открыл король Георг I, заявивший: "Объявляю первые международные Олимпийские игры в Афинах открытыми. Да здравствует Греция! Да здравствует её народ!" Правда, организовать парад стран-участниц не удалось. Кто они и откуда? Точно количество представителей стран по заявкам определить нельзя. Осталось неизвестным, приняли ли все они реальное участие в соревнованиях или были только заявлены. Некоторые иностранные спортсмены принимали участие в Играх только потому, что они в силу разных обстоятельств в это время находились в Афинах. Не было Олимпийской деревни, приглашённые спортсмены должны были сами обеспечивать себя жильём.

А в общем, замысел начать новую олимпийскую историю в Афинах был вполне реализован. Почувствовав себя в центре мировой жизни, патриотически настроенные греки ежедневно заполняли 80 тысяч мест на трибунах стадиона. Этот рекорд Мраморного стадиона был превышен лишь в 1932 году на Олимпийских играх в Лос-Анджелесе! Поглядеть на шоу приехали и дальние гости. Одна из них, американская туристка, озадачила Кубертена. Поздравляя барона с успешным открытием Игр, американка сказала, улыбаясь: "Я уже смотрела олимпийские игры. – Неужели, – воскликнул Кубертэн, – и где же это было? – В Сан-Франциско". Видя замешательство Кубертена, она добавила: "Они были просто великолепны. Там был и Цезарь!"

Правда, не стоит считать результаты состязаний в Афинах точкой отсчета олимпийских достижений. Сам Кубертен признал: "С технической точки зрения Игры первой Олимпиады не были сенсационными. Не были побиты рекорды, показанные результаты не превзошли чьих-либо ожиданий. Единственное, что было достигнуто, – это сотрудничество между различными видами спорта, явившееся шагом вперед и заложившее основу для будущего".

25 мая – за 9 недель до открытия лондонской Олимпиады – слушайте и читайте следующий выпуск программы Юрия Теппера "Олимпиада в Лондоне. Обратный отсчет". Мы продолжим разговор, посвященный истории олимпийского движения, и поговорим о продолжении олимпийской истории – Играх в Париже 1900 года.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG