Ссылки для упрощенного доступа

Госдума бастовала по-итальянски


Полиция задерживала 5 июня протестующих против законопроекта о митингах у здания Госдумы
Полиция задерживала 5 июня протестующих против законопроекта о митингах у здания Госдумы
Совет Федерации утрорм 6 июня одобрил вслед за Госдумой закон об увеличении штрафов на митингах. В Государственной думе 5 июня до поздней ночи продолжалось обсуждение во 2-м чтении законопроекта, призванного ужесточить наказания за нарушения порядка организации и проведения массовых публичных мероприятий. Тем не менее, законопроект был принят, причем сразу во втором и третьем чтении.

Против принятия закона в такой спешке 6 июня в начале заседания в Совете Федерации выступила сенатор Людмила Нарусова (мать Ксении Собчак, телеведущей и активной участницы акций оппозиции в последнее время - РС ). Нарусова заявила: "Мы даже не имели на руках текста этого закона, и его поспешное принятие не укрепит имидж Совета Федерации, более того, противоречит установке президента о том, что законопроекты должны рассматриваться в течение 60 дней". В ответ спикер Валентина Матвиенко призвала Людмилу Нарусову вести себя "без излишней эмоциональности и без оскорблений Совета Федерации". Предложение Нарусовой о том, чтобы отложить рассмотрение законопроекта, не нашло поддержки и у ее коллег - "за" проголосовали 132 сенатора, "против" - 1, 1 человек воздержался.

Оппозиция сопротивлялась его принятию до последнего – депутаты от "Справедливой России" и КПРФ внесли несколько сотен поправок во внесенный "Единой Россией" законопроект и настояли на отдельном обсуждении каждой из них.

Во фракции "Единая Россия" убеждены в том: внесенный партией власти законопроект - нужный и своевременный. Об этом Радио Свобода сказал депутат Государственной думы, лидер Иркутского регионального отделения партии "Единая Россия" Сергей Тен:

– Поправки, внесенные в законодательство о митингах, направлены на защиту людей, которые в этих акциях не участвуют. Не дай бог, вылетит какой-то кусок асфальта и попадет в детскую коляску… Все эти митинги не стоят жизни ребенка.

Другой представитель "Единой России", Андрей Исаев, выступая при обсуждении проекта повестки дня, напомнил вдруг о 50-летней давности трагедии в Новочеркасске:

– Массовые расстрелы людей, 26 убитых, в том числе и дети, беременная женщина… А теперь вам высокие штрафы за митинги не нравятся, господа коммунисты?

Если единоросс Исаев хотел как-то уязвить оппонентов из КПРФ и найти новые веские аргументы в защиту внесенного партией власти законопроекта, то он добился скорее противоположного результата: о том, что история в каком-то смысле сегодня повторяется, подумали многие – только вот кто чьим наследником здесь является?..

Отвечая Андрею Исаеву, депутат фракции "Справедливая Россия" Геннадий Гудков заявил о том, что сегодня в России, по сути, отменяется Конституция:

– Новый президент и новое правительство показывают, что взят курс на репрессии. И может произойти такая же, как в Новочеркасске, "стрельба по площадям"… Те, кто будет голосовать за этот закон – вы сегодня толкаете Россию к краху и крови.

О своем негативном отношении к законодательной инициативе единороссов еще до пленарного заседания заявила фракция ЛДПР. Против были и коммунисты.

– Дело не в митингующих, – говорит член фракции КПРФ Владимир Федоткин.–- В конце концов, никто их палкой на улицы, на площади не гнал. Люди сами пришли. Почему? Вопрос состоит в ухудшении жизни всех. Пока жизнь будет ухудшаться, люди пойдут на улицу. А вот попытки ужесточить и загнать их поведение в какие-то определенные рамки добавят масла в огонь, и ситуация будет еще хуже. Власть, наверное, пытается установить своеобразную диктатуру, при которой, что бы власть ни сделала, никто не имел бы права ничего сказать, а сидел бы дома. Но практика показывает, что такие ситуации в итоге ведут к революции.

Миллионный штраф, или 300 тыс., или какие-то другие ограничения, – это только усугубит ситуацию. И уже дело пойдет не о кусках асфальта, а о чем-то более серьезном. Я думаю, что они все это прекрасно понимают, но пытаются зажать любое инакомыслие, любую форму протеста. Не получится.

Своя версия происходящего у недавно исключенного из партии "Единая Россия" политика Владимира Семаго:

– Кто-то из не очень далеких людей предложил некую формулу псевдоустрашения общества. " Ой, сейчас получится как у арабов, как у "оранжевых", надо с этим бороться!" . Но когда получили очень серьезный, резкий и жесткий отпор, поняли, что надо законопроект додавливать. И вот сегодня мы имеем в конечном итоге ситуацию, когда эту глупую, не очень тактически выверенную инициативу, просто продавливают, чтобы не потерять лицо. Никаких глубоких политических последствий она иметь не будет. Они постараются эту схему принять, а потом – спустить на тормозах, показать ее недееспособность

У нас есть тысячи норм, которые позволяют в судах даже близко не подойти к реализации этого закона. Беременные женщины, человек, объявивший себя финансово некредитоспособным, еще куча людей которые будут объявлять себя несостоятельными, а потом приходить и делать заявления о проведении митинга... И что дальше? Принудительные работы. Не будет реальных организаторов, будет институт фиктивных организаторов. Ну, чушь это все! – считает Владимир Семаго.

Депутаты от оппозиции предлагали исключить из повестки дня сегодняшнего заседания Госдумы вопрос о поправках в закон "О собраниях, митингах и шествиях". Они привели массу доводов: нарушения регламента при прохождении законопроекта, то, что поправки затрагивают региональное законодательство, а значит – нужны заключения региональных парламентов, на что потребуется не менее месяцат (на это обстоятельство обратил внимание член фракции ЛДПР Сергей Иванов. Он же отметил, что на законопроект нет заключения правительства).

Все усилия депутатов – противников законопроекта – были напрасны. Предложение снять поправки в закон о собраниях и митингах не прошло – "за" проголосовали 209 депутатов, а для того, чтобы решение было принято, необходимо 227.

К обсуждению поправок Дума приступила вскоре после полудня, однако процесс затянулся. Дело в том, что члены фракции "Справедливая Россия" Геннадий и Дмитрий Гудковы, Илья Пономарев и другие внесли на рассмотрение нижней палаты парламента 357 поправок и потребовали отдельного обсуждения каждой из них. Назвали они это акцией протеста – "итальянской забастовкой": хотя каждая поправка по очереди отклонялась большинством голосов единороссов, в целом это затягивало процесс принятия закона. К депутатам фракции "Справедливая Россия" присоединился коммунист Вадим Соловьев, который тоже внес поправки и подробно их зачитывал. С критикой на своих бывших коллег обрушился исключенный из "Справедливой России" Алексей Митрофанов, обратившийся к отцу и сыну Гудковым: " Не надо мучить нас поправками! Дума устала!". Сорвался в какой-то момент и представляющий законопроект председатель профильного комитета Думы единоросс Владимир Плигин, воскликнувший: "Ну откуда у вас такое недоверие к правоохранительным органам и судам!" И действительно – откуда?
  • 16x9 Image

    Виталий Камышев

    Обозреватель Радио Свобода. Сотрудничает с радиостанцией с 1997 года. Работал в журнале " The New Times",  газете "Аргументы и факты", был постоянным автором газеты "Русская мысль" (Париж) в 1995-2000гг.
XS
SM
MD
LG