Ссылки для упрощенного доступа

Флибустьеры Охотного ряда


То, что эсеры российской Думы почему-то назвали "итальянской забастовкой", в англоязычных странах называется "филибастер".

Термин происходит от испанского слова filibustero – "флибустьер", обозначающего пирата или военного авантюриста. Сама же тактика парламентской обструкции применялась еще в Древнем Риме. Ее любителем и, возможно, изобретателем был сенатор Катон-младший, непримиримый противник Цезаря. Как рассказывает Плутарх, в 58 году до нашей эры Цезарь решил избираться в консулы и спешно прибыл в Рим из Испании, где он был наместником. Как успешному военачальнику ему полагался триумф, до начала которого он считался отсутствующим и не мог выставить свою кандидатуру на выборах. Цезарь обратился к Сенату с просьбой в порядке исключения разрешить ему избираться. Катон выступил по этому поводу с речью, которая продолжалась целый день. Время для выставления кандидатуры на выборы истекало, и Цезарь отказался от триумфа ради избрания консулом.

Филибастер приводят в действие тогда, когда противники законопроекта в меньшинстве и не имеют возможности провалить его при голосовании. Остается одно: не дать поставить проект на голосование, заболтать вопрос, взять палату измором. Для этого оппоненты закона произносят пространные речи и вносят бесчисленные поправки.

"Отцы-основатели" не предполагали появления такой формы парламентской борьбы, но, вероятно, поддержали бы ее. Их заботила так называемая "тирания большинства". Чтобы уравновесить ее, они сделали верхнюю палату Конгресса менее зависимой от мнения избирателей. "Сенат необходим и потому, - писал Джеймс Мэдисон, - что однопалатные собрания, как это видно из множества примеров, имеют склонность к внезапным и неистовым порывам и легко поддаются на уговоры вождей политических группировок в принятии несдержанных и зловредных резолюций".

Филибастер возможен лишь в Сенате, регламент которого не ограничивает продолжительность выступлений на пленарном заседании. Чтобы подвести черту под прениями, необходимо квалифицированное большинство - 60 голосов из ста. После того, как решение прекратить филибастер принято, дебаты могут продолжаться еще 30 часов. Проблема в том, что филибастер намертво парализует деятельность Сената, не дает ни обсуждать, ни принимать другие законы. Поэтому большинству иногда проще снять законопроект с повестки дня. На это и рассчитывают "флибустьеры".

У всех еще жива в памяти история о том, как в 1988 году лидер фракции большинства посреди ночи приказал сенатскому приставу арестовать отсутствующих сенаторов и доставить их в палату под конвоем. В мае 2005 года демократы, находившиеся тогда в меньшинстве, отказались утверждать назначенных президентом Бушем федеральных судей и учинили филибастер. Сенаторы приготовились к многочасовым бдениям. В здании Капитолия появились штабеля раскладушек; врачи, буфетчики и охранники вышли на работу в ночную смену. Республиканцы в свою очередь угрожали "ядерной кнопкой" - изменением регламента Сената. В итоге "банда 14-ти" - согласительная комиссия представителей обеих фракций - нашла компромисс: демократы сняли угрозу филибастера, а республиканцы отказались от "ядерной кнопки". Срок этого соглашения истек вместе с полномочиями состава палаты, который его утвердил.

Общество относится к филибастеру неоднозначно. Преобладает мнение, что филибастер нужен для защиты прав меньшинства, но это все же последний довод, и злоупотреблять им не следует.

Почему ничего не вышло из затеи эсеров? Я нашел три причины. Кто-то из депутатов оппозиционных фракций сказал: "Ответим абсурдом на абсурд". Но на абсурд надо отвечать здравым смыслом. Филибастер – не абсурд, а легитимный способ заблокировать закон. Во-вторых, в отличие от Сената США, в Думе время выступлений ограничено регламентом. И в-третьих, руководство Думы нарушило регламент.

Этого следовало ожидать. От подобного органа власти, который многие считают нелигитимным, трудно ждать соблюдения процедуры. А демократия – это процедура.
XS
SM
MD
LG