Ссылки для упрощенного доступа

Обязанности положения


Виктор Янукович и Мишель Платини
Виктор Янукович и Мишель Платини
Когда Андрей Шевченко забил первый гол в ворота сборной Швеции, в ложе для почетных гостей киевского стадиона «Олимпийский» президент Украины Виктор Янукович вскочил на ноги и победно вскинул руки над головой. Полы его расстегнутого пиджака тоже приподнялись – и стало как-то особенно заметно, какой Янукович высокий, грузный и сытый. Справа от него сидел другой, худощавый, президент – президент УЕФА Мишель Платини. На гол Шевченко он отреагировал смутной французской улыбкой, но не закричал от радости и даже не зааплодировал. Очевидно, положение спортивного чиновника обязывало его быть почти бесстрастным.

Много лет назад, чтобы увидеть Мишеля Платини, я совершил правонарушение, равнозначное мальчишескому подвигу – проник на трибуну стадиона "Лужники", на поле которого сборная СССР проводила запрещенный к просмотру детей до 16 лет товарищеский матч с командой Франции. Элегантный и умный футбол Мишеля Платини казался мне зеркальным отражением французских легкости и шарма; я был уверен в том, что столь же естественно очаровательно-прекрасны и французская, и вся остальная запретная западная жизнь. Кстати, вовсе не на сто процентов на этот счет ошибся.

Примерно в то время, когда Мишель Платини и его чудесная команда выиграли Евро-1984, Виктор Янукович начинал политическую карьеру: его избрали народным депутатом Карло-Марксовского сельсовета поселка Енакиево Донецкой области Украинской ССР. А примерно в ту пору, когда Мишель Платини начинал карьеру профессионального футболиста в клубе "Нанси", Виктор Янукович отбывал наказание в исправительно-трудовой колонии города Кременчуг. И вот теперь Янукович и Платини сидят рядом на одной трибуне (положение обязывает), и оба они – президенты.

Известно, что президент УЕФА был одним из инициаторов решения о том, что половина чемпионата Европы пройдет на Украине, поскольку Платини – сторонник всяческого расширения футбольной демократии и географии. Отчасти поэтому на выборах он и получил поддержку федераций восточноевропейских стран. Известно, что Платини жестко критиковал и прежние, и нынешние украинские власти за то, как именно они эти соревнования готовили, и даже грозился право на проведение чемпионата у Киева отобрать. Я подозреваю, что Платини примерно представляет себе, с кем трудная судьба спортивного бюрократа свела его на трибуне матча Украина – Швеция: даже если президент УЕФА не ориентируется в тонкостях киевской политики, об этом его могут проинформировать референты.

Интересно, думал я, а вот о чем думает Мишель Платини, глядя на торжествующего соседа? Что кроется за смутной французской улыбкой? Может, просто удовольствие от красивого гола. Или большее: ощущение сопричастности к той искренней радости, которую, организовав турнир, Платини доставил множеству болельщиков – граждан бедной и вполне несчастливой по сравнению с его собственной родиной страны, президента которой кто только ни обвиняет в своекорыстии и авторитаризме. А может быть, глядя на Януковича, Платини думал: как хорошо, что спорт все-таки остается вне политики, хотя крупнейшие международные соревнования регулярно проводятся в коррумпированных, нечестных, несправедливых странах, правительства которых какой только пиар себе на этих чемпионатах и Олимпиадах ни устраивают...

О ситуации в кулуарах УЕФА я знаю не больше прочих рядовых болельщиков, но, думаю, Мишель Платини – вполне успешный президент европейской футбольной ассоциации. Может ведь и так случиться, что после истечения своего мандата он возьмет и станет президентом ФИФА. И через шесть лет приедет в Москву на Мундиаль-2018. И когда в матче открытия, скажем, Алан Дзагоев забьет красивый гол, к примеру, чехам, Владимир Путин в ВИП-зоне, как и тысячи зрителей на трибунах "Лужников", подпрыгнет от радости. А Мишель Платини из соседнего кресла снова улыбнется в телекамеру смутной французской улыбкой.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG