Ссылки для упрощенного доступа

Мрамор Элгина как греческая собственность


Мрамор Элгина в Британском музее. На переднем плане - министр культуры Греции Евангелос Венизелос, 2002 год.
Мрамор Элгина в Британском музее. На переднем плане - министр культуры Греции Евангелос Венизелос, 2002 год.
В Великобритании возобновился самый давний в европейской культурной истории спор, длящийся уже более двух веков лет – спор о так называемом мраморе Элгина. Речь идет о скульптурных фризах, украшавших афинский Парфенон и вывезенных в начале XIX века в Великобританию тогдашним ее послом лордом Элгиным. На состоявшейся в Лондоне телевизионной дискуссии известный актер Стивен Фрай выступил за возвращение хранящихся в Британском музее фрагментов рельефного фриза Греции.

Дискуссия на лондонском телевидении проходила с участием телезрителей. Они активно голосовали, поддерживая или отвергая аргументы спорящих сторон - Стивена Фрая, призывающего вернуть мрамор Элгина Греции, требующей его возвращения, и члена парламента Тристрама Ханта, считающего, что древнегреческие фризы должны оставаться в Британском музее, где их сможет увидеть намного больше людей, чем в Греции.

По мнению Ханта, лорд Элгин попросту спас мраморные фризы от дальнейшего разушения под открытым небом. Кроме того, считает Хант, возвращение мрамора Элгина может стать негативным прецедентом, за которым последует цепная реакция требований других государств, претендующих на некогда принадлежавшие им произведения искусства. Стивен Фрай убеждал зрителей, используя эмоциональные аргументы, взывая к национальному великодушию и гордости британцев: "Давайте станем выдающейся страной и вернем мрамор Греции. Весь мир будет восхищен этим жестом дружбы в отношении страны, которая находится сейчас в тяжелейшем положении".

Похоже, что эмоциональные призывы Фрая произвели на телезрителей большее впечатление, чем рациональные аргументы Ханта. И если до начала дискуссии большинство зрителей высказывалось против возращения мрамора Элгина, то по ее завершении большинство голосов получило предложении вернуть мрамор Греции.

В спор по поводу мрамора Элгина включился Британский музей. В выпущенном им заявлении опровергается главный аргумент греческой стороны, настаивающей на том, что лорд Элгин попросту украл мраморные фризы. Музей ссылается на сохранившиеся документы, доказывающие, что лорд Элгин абсолютно легально купил мрамор у турецкого правительства в 1802 году и даже заплатил пошлину. Греция в то время была частью мусульманской Турции, никакого греческого государства не существовало, а турки не дорожили античным европейским искусством. В 1816 году комиссия британского парламента, прежде чем выделить деньги Британскому музею на покупку коллекции Элгина, тщательно проверила легальность вывоза мраморного фриза из Афин и пришла к выводу, что сделка была абсолютно законной. Именно на этом основании Британскому музею были выделены средства на приобретение мрамора Элгина.

О ситуации вокруг мрамора Элгина в эфире Радио Свобода рассказала Джулиан Сполдинг - известный британский искусствовед, хорошо знакомый с проблемой мрамора Элгина:

- Западноевропейские музеи создавались главным образом на основе мировой культуры. Во времена существования европейских империй их власти перемещали наиболее ценные произведения искусства из подвластных им стран в свои музеи. Следует признать, что в этом был положительный момент: европейские музеи, а с относительно недавних пор и американские, помогли сохранить шедевры мировой культуры. В этих музеях их изучают, реставрируют и выставляют на всеобщее обозрение.

Однако времена изменились, многие подвластные ранее страны и колонии получили независимость, и сейчас они озаботились собственной культурой и своим прошлым. Честно говоря, мне импонирует это развитие событий. Думаю, что европейские музеи достаточно долго были обладателями всех этих сокровищ, и наступило время ими поделиться. Им следует серьезно задуматься о возможности возвращения части произведений искусства тем странам, откуда они были вывезены. Я сочувствую Греции, требующей вернуть мрамор Элгина. Ранее британская сторона аргументировала свой отказ, в частности, тем, что в Греции нет необходимых условий для экспозиции хранящихся в Британии части фризов Парфенона. Однако сейчас они построили в Афинах Новый музей Акрополя специально для экспозиции мраморных рельефов. Там может быть выставлен и мрамор Элгина.

Думаю, что Британия должна вернуть мрамор Греции. И не только потому, что он – часть ее древней истории. Дело в том, что находящиеся в Греции и Британии фризы Парфенона – это части единого произведения искусства. Оно сохраняет свое подлинное значение, когда вы воспринимаете его целиком. В Британском музее находится две трети фриза Парфенона, а треть находится в Греции.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG