Ссылки для упрощенного доступа

ЕСПЧ: скидок нет


Европейский суд по правам человека требует от заявителей из пяти стран, в том числе и России, соблюдать регламент при обращении в эту инстанцию и грозится по формальным причинам отклонять неправильные жалобы. Часть наблюдателей в России увидела в этом политическую подоплеку и повод для беспокойства. Юристы, много лет работающие с обращениями граждан в Страсбург, заявляют, что фактически никакого ужесточения правил не произошло, а повышение требований к исполнению регламента Европейского суда сможет избавить его от большого количества неприемлемых жалоб.

"Евросуд придумал новые ограничения для россиян". "Малообеспеченные жители России могут не рассчитывать на Страсбург". "Россиян ограничили в доступе к европейскому правосудию". Подобные высказывания сегодня можно было увидеть в большинстве российских средств массовой информации, сообщивших об изменениях в регламенте Европейского суда по правам человека. Однако юристы, много лет работающие с обращениями граждан в Страсбург, случившееся называют бурей в стакане воды, отмечая, что фактически в процедуре суда ничего не изменилось. Просто теперь решено отказаться от поблажек для заявителей из России. За 14 лет в юрисдикции Страсбурга пора бы уже запомнить требования к жалобам.

Говорит адвокат Анна Ставицкая:

-У страха глаза велики. Европейский суд и так достаточно много жалоб признавал неприемлемыми. Многие не понимают, считают, что Европейский суд - это четвертая инстанция над национальным судом, и пишут жалобы туда так же, как бы они написали на национальном уровне. Но ЕСПЧ - это тот суд, который рассматривает нарушения Европейской конвенции и, соответственно, необходимо обосновывать нарушения Европейской конвенции и следовать требованиям регламента. Но, если жалоба действительно серьезная и затрагивает какие-то серьезные нарушения прав, гарантированных конвенцией, то не думаю, что по формальным основаниям будет отказано в рассмотрении жалобы.

За 14 лет пребывания под юрисдикцией Страсбурга россияне направили в Европейский суд по правам человека более сорока тысяч жалоб (четвертая часть от всех поступивших сюда заявлений) при этом более 35 тысяч обращений российских граждан в Европейский суд были признаны явно неприемлемыми (по существу, а не по формальным основаниям). И, если раньше сотрудники секретариата могли закрыть глаза на некоторые формальные недочеты в оформлении жалобы, теперь им дан зеленый свет на то, чтобы заворачивать неправильно подготовленные обращения. Часть журналистов, писавших об изменениях в подходе Европейского суда к оформлению жалоб, обратила внимание на то, что теперь россияне будут вынуждены обращаться за помощью к адвокатам, а их услуги не каждому по карману.

Основатель Центра содействия международной защите Каринна Москаленко убеждена, что с этой задачей можно справиться и самостоятельно, в регламенте суда содержатся подробнейшие инструкции. Кроме того, существует множество правозащитных организаций, оказывающих бесплатную юридическую помощь тем, кто обращается в Страсбург.

- Элементарные требования, которые предъявляются к заявителю, все очень подробно изложены и в формуляре жалобы, и в пояснительной записке, которая всегда существовала, она просто немножко видоизменялась, делалась более подробной - все для пользы тех же самых заявителей и их представителей. Надо тревогу бить именно потому, что мы снабжаем Европейский суд, заваливаем большим количеством неприемлемых жалоб или жалоб, которые не отвечают элементарным требованиям, предъявляемым к заполнению формуляров".

Недоверие к формальному подходу секретариата Европейского суда по правам человека при работе с жалобами из России Каринна Москаленко объясняет, в том числе, историей, связанной с привлечением стажеров из Минюста России в сентябре прошлого года. Правозащитники тогда даже писали президенту Европейского суда Николасу Братца. Они говорили о том, что отбор стажеров был закрытым и непрозрачным, сомневались в высоком уровне их профессионализма и высказывали опасения о том, что присланные Минюстом стажеры будут работать пристрастно, в интересах российских властей, в частности, решая вопросы о приемлемости жалоб.

- Одно наслоилось на другое, - считает Москаленко,- с одной стороны, приход группы юристов, который вызвал, может быть, неудовлетворенность с точки зрения их полной независимости от российской власти. С другой стороны, подошло время, когда к России предъявляются большие требования, потому что россияне и особенно российские юристы уже должны были бы хорошо изучить эту процедуру. С третьей стороны, слишком много неприемлемых жалоб.

В любом случае, в изменениях в подходе к выполнению регламента Европейского суда по правам человека Каринна Москаленко не видит ничего чрезвычайного и ущемляющего права российских заявителей. По словам основателя Центра содействия международной защите, гораздо больше вопросов у неё вызывает история с заменой судьи от России в Страсбурге. Анатолия Ковлера, проработавшего здесь девять лет, в этом году заменит новый судья, и вот выбор кандидатов на эту должность, по мнению Каринны Москаленко не отличался прозрачностью. Она даже обжаловала процедуру в одном из московских судов, но окончательного решения по этому делу до сих пор не принято.

- Мы не подвергаем сомнению высокий профессионализм тех трех кандидатов, которые предложены Россией Европейскому суду, но они специализируются в коммерческом праве. А главная рекомендация ПАСЕ - чтобы сфера деятельности будущего кандидата в судьи Европейского суда была связана с правами человека, по возможности в большей степени. Кому это надо и почему был сделан такой выбор комиссией, а затем бывшим президентом, трудно объяснить. Вы никогда можете не оказаться в юрисдикции Хамовнического суда города Москвы или Дзержинского суда Нижнего Новгорода, но вы обязательно, если, не дай бог, ваши права нарушены и не восстановлены в России, окажетесь в юрисдикции Европейского суда по правам человека. Этот персональный состав важен каждому россиянину.

Россия лидирует по количеству обращений в Европейский суд по правам человека. Чаще всего заявители жалуются на пытки, несправедливое судебное разбирательство и нарушение прав, связанных с содержанием под стражей. К настоящему времени страсбургские судьи вынесли решения по 1212 российским жалобам и только в 49 случаях не увидели нарушений прав граждан со стороны российских властей.
XS
SM
MD
LG