Ссылки для упрощенного доступа

Институт почетного консула


Ирина Лагунина: Что человек в ранге почетного консула может сделать для той страны, которую он представляет, и той, в которой живет? Какова роль этих «агентов бизнес-влияния» в налаживании международных отношений?
Литва в последние годы активно расширяет сеть своих почетных консулов по всему миру и, прежде всего, на постсоветском пространстве. Рассказывает наш вильнюсский корреспондент Ирина Петерс

Ирина Петерс: Сейчас у Литвы 170 почетных консулов в 74 странах мира, больше всего в Америке – 18, в Италии и Норвегии –по 9, в Германии – 7. Более половины всех почетных консулов работают в европейских странах. Есть они, например, и в Чили, Индонезии, Колумбии, Монголии, Бразилии, Сирии, Нигерии и многих других государствах. Наибольшее внимание уделяется странам, с которыми Литву связывают экономические интересы, где существует большая литовская община, а также государствам, которые литовские туристы посещают часто, но в них нет дипломатических представительств страны.
Почетные консулы помогают развивать двусторонние отношения, укрепляют экономические и культурные связи, наряду с официальными консульствами, помогают гражданам решать проблемы, в том числе с документами. В отличие от государственных структур, почетные консульства сами финансируют свою деятельность, содержат свои офисы. Поэтому почетными консулами обычно становятся люди солидные, финансово состоятельные и авторитетные. У них есть, как и у других дипломатов, привилегии: дипломатический паспорт и неприкосновенность.
Согласно Венской конвенции 1963 года почетным консулом может быть назначен не только гражданин государства, которое он представляет, но и - страны пребывания, и даже – третьего государства, если другие стороны не против.
На недавний, пятый по счету, съезд почетных консулов Литвы съехались в Вильнюс около ста человек из пятидесяти стран. В течение трех дней они обсуждали вопросы дипломатии, экономики, транспорта, коммуникаций, торговли и туризма. В ходе дискуссии, прошедшей в президентском дворце, участники встречи вместе с руководителем Литвы Далей Грибаускайте говорили о роли почетных консулов, в том числе, когда в следующем году страна будет председательствовать в совете ЕС.
У почетного консула Литвы в Польше Бенедикта Дубски я спросила, как на этом посту он может помочь улаживанию обострившихся в последнее время конфликтов между двумя соседями по Евросоюзу.

Бенедикт Дубски: Я много лет занимался бизнесом. Советский Союз, Россия, Литва, когда нужно было в Польше найти человека, который мог бы помогать решать дела Литвы, попросили меня, и так уже 10 лет работаю для Литвы работаю.

Ирина Петерс: Некоторые шероховатости в отношениях между Литвой и Польшей, удается ли сделать именно вам что-нибудь или дистанцируетесь от удела политиков, дипломатов?

Бенедикт Дубски: Знаете, это делают все, чтобы контакты между людьми, между странами были хорошие. Я как бы эмиссар между двумя странами. Информация в массовых передачах, газетах, ТВ не всегда отражает правду жизни – это бизнес. Мы стараемся объяснять проблемы реально, чтобы отношения были хорошие.

Ирина Петерс: Вопросами евро-интеграции Украины активно занимается почетный консул Литвы во Львове, крупный предприниматель Виталий Антонов.

Виталий Антонов: Литва является государством, которое в моем сознании украинца движется в своих общественных процессах вперед и может являться локомотивом в плане общественного развития и для Украины. Мы задекларировав курс на евроинтеграцию, все еще в этом курсе, а Литва уже это осуществила. Для нас очень важен опыт Литвы для гражданского общества. Процессы в Литве происходят и происходили гораздо быстрее, чем в нашем обществе, хотя все мы из посттоталитарного общества. Старт был похож, но, наверное, в силу того, что разные величины государств, процессы имеют разные темпы. Литва для нас – это концентрированный опыт евроинтеграции с точки зрения рядового члена украинского общества. Я не являюсь политиком, представляющим Украину, я больше в своей деятельности представляю Литву на Украине, отслеживаю и провожу интересы Литвы. Кроме всего прочего являюсь членом украинского гражданского общества или того общества, которое строится как гражданское.
Литва хоть и небольшое государство, но как раз зиждется концентрированный опыт не только в политическом смысле, но для нас ценен и хозяйственный опыт, работает уже с высокими технологиями – это биотехнологии, передовые опыты ведения хозяйства, которые могут быть ценны и на Украине. Литва в этом плане прогрессировала очень сильно и нам нужно более детально с этим работать.

Ирина Петерс: Что заставило вас защищать интересы Литвы, может быть литовские корни?

Виталий Антонов: У меня нет литовских корней, но есть корни в бизнесе. Мы работаем с Литвой больше 15 лет, было необходимо сотрудничество на уровне государств. Было принято решение создать первое Почетное консульство на Украине, в частности, это было в городе Львове, я очень рад, что выбор пал на меня, наверное потому, что мы тогда имели большие хозяйственные связи. В тот момент помогали заводу, тогда было так называемое эмбарго нефти и нам удалось эмбарго преодолеть, мы поставляли большое количество нефти на нефтеперерабатывающий завод, совместно друг другу помогали. Сантименты к Литве, конечно, присутствуют. Во всяком случае приезжаешь в какое-то общество, которое своим жизненным укладом, отношением к гостям, к друзьям успокаивает и настраивает на общение с улыбкой. Не знаю, может быть это внешне, но я когда приезжаю в Литву, я отдыхаю.

Ирина Петерс: По поводу евроинтеграции. Примерно 70%, даже больше жителей Украины за интеграцию в евросообщество.

Виталий Антонов: Задекларировано движение в Евросоюз. Несмотря на то, что сейчас трудное время в Евросоюзе, вообще в мире, обусловленное посткризисным состоянием или вялотекущим перманентным кризисным состоянием. Мне кажется, с этого курса Украина сворачивать не будет. Задекларировали, общество понимает, что это хорошо, но если разобрать по пунктам, что же это такое и какие преимущества дает, никто не знает и не понимает до конца. Мы приезжаем в Европу, говорим: да здесь хорошо живется. Но мы не знаем, чем это обусловлено. В то же время мы должны знать и минусы. В любом явлении есть свои минусы. И чтобы не было розовых очков, не было зашоренности, нужна просветительская работа. Мы сейчас рассматриваем расширение информации о Евросоюзе глазами литовского опыта.

Ирина Петерс: В судьбах многих почетных консулов отражены исторические события. В России консулом является, живущая в Иркутске предприниматель Татьяна Мунина. Она - дочь ссыльных: отца литовца и матери финки.

Татьяна Мунина: Проживают и называются литовцами здесь около двух тысяч человек. Мы очень дружно живем. Я оказываю консульские услуги. Отмечаем совместные праздники. Ухаживаем за безымянными могилками, установили обелиск погибшим и ссыльным. Вообще Сибирь многонациональная, сюда самых лучших ссылали, начиная от декабристов. Литовцы тоже несли туда культуры. Все национальности вместе очень дружим. Официально только 18 культурных центров. У кого какой праздник, мы все собираемся.

Ирина Петерс: Вы являетесь владелицей сети аптек.

Татьяна Мунина: Бизнес позволяет зарабатывать деньги. Это абсолютно альтруистические вещи, для меня быть представителем Литвы деятельность большая.

Ирина Петерс: Почетным консулом Литвы в Киргизии является Стасис Видугирис, сын известного литовского кинорежиссера.

Стасис Видугирис: Папа родился в Каунасе в 36 году, уехал в Москву во ВГИК, институт кинематографии. Случайно оказался в Киргизии, снимая дипломную работу. Ему очень понравилась страна и одна девушка – она врач.

Ирина Петерс: Еще одни участник съезда почетных консулов - Борис Гамрекели из Грузии, там он представляет Литву с 2008 года. В интервью порталу Delfi Гамрекели, кстати, утверждал, что в Грузии установились совершенно прозрачные финансовые отношения между бизнесом и государством.
«К сожалению, есть такой стереотип у некоторых, – сетовал дипломат – что в Грузии всегда коррупция и воры. Этого у нас давно нет, и об этом изменении я стараюсь говорить На вопрос журналиста - не миф ли это, что в Грузии неподкупна вся полиция? - он ответил: «это не миф, у нас уже другая система, невозможно быть подкупаемым. Люди, работающие в полиции, взяток не возьмут, даже если очень захотят».
Теперь – из Грузии в Бразилию. В конце Х1Х, начале ХХ века в Америку устремились толпы литовских эмигрантов, тогда уехали около миллиона жителей страны. Бразильский литовец Франциско Блажявичюс гордится тем, что является в Сан-Пауло директором одной из крупных компаний, тем, что под его руководством работает две с половиной тысячи человек, и, главное, тем, что может помогать литовско-бразильскому бизнесу.
Экспрессивный монолог Франциско перевела коллега Юлия Егорова.

Франциско Блажявичюс: У меня литовские корни, они переехали в Бразилию более 90 лет назад в поисках лучшей и спокойной жизни, потому что в Литве в то время были тяжелые времена. Я получил оригинальные паспорта моих дедушки и бабушки, сделал генеалогическое древо. Получил около ста документов, показал все эти документы в консулате и мне предложили стать Почетным консулом Литвы в Бразилии. Прежде всего в Бразилии я бизнесмен, я основал свою IT-компанию, сейчас в ней работают две с половиной тысячи человек. Моя цель как Почетного консула найти спонсора поддержать Литву в период роста. Заметно, что Литва растет, и возможно, будет расти еще стремительнее. 65% идет в европейские страны, но Литва пытается выйти на новые рынки. Таким новым рынком для Литвы могла бы стать Бразилия. У нас даже цвета одинаковые во флаге – зеленый и желтый.
В прошлом году мы открыли Торговую палату, и это был первый шаг. Теперь мы хотели бы рекламировать ее, чтобы литовские бизнесмены знали о ее существовании и подумали, что можно экспортировать из Литвы. В Бразилии сейчас только 5% безработицы, поэтому есть идея поддерживать и инвестировать в некоторые сферы. Может быть молодые люди из Литвы смогут разрешить проблему и будут экспортировать свои услуги в Бразилию, в той же области интернет-технологии, например. Хочу отметить: надо экспортировать услуги, а не людей.
На данный момент в Бразилии 300 тысяч человек с литовскими корнями, то есть 10% нынешней Литвы. У нас есть очень большая и крепкая литовская община, которая организовывает разные вечера и встречи, есть так же хор и литовская церковь. Есть даже целый район, где живут преимущественно литовцы. Во мне течет литовская кровь, и когда я сюда приезжаю, то чувствую себя как дома. Я обожаю приезжать сюда, меня здесь все радует. Очень важная вещь: мои предки ушли из Литвы, как говорится, через черный ход в очень тяжелые времена, а я сейчас возвращаюсь в Литву через парадный вход. В их честь.

Ирина Петерс: И ещё один почетный консул Литвы, в Казахстане. Как рассказал Литовскому радио Виталий Тварионас, в Караганде он возглавляет местную общину литовцев.

Виталий Тварионас: Самая большая община в Казахстане, две с половиной тысячи человек.

Ирина Петерс: Это связано, конечно, в основном с ссыльными литовцами?

Виталий Тварионас: В основном да.

Ирина Петерс: Этот институт Почетных консулов состоит из людей, как правило, авторитетных, занимающих крепкие позиции в бизнесе.

Виталий Тварионас: Могут быть и политики, и творческие люди. Но все-таки акцент делается на то, чтобы Почетный консул имел свой надежный бизнес, тем самым привлекал в свои страны. Если консул участвует в государственных программах, то, естественно, ему большая поддержка.

Ирина Петерс: Ваш собственный бизнес, какая это сфера?

Виталий Тварионас: Строительная, транспортная логистика, а также своя крупнейшая в Казахстане служба безопасности.

Ирина Петерс: Что-то интересное есть возможность отвезти домой?

Виталий Тварионас: Для членов общины. Каждую поездку ждут меня с рассказами, фото, видеорепортажами. Покупаешь все, что глаз радует. Меня ждут с большим нетерпением.

Ирина Петерс: Хлеб, сыр литовский?

Виталий Тварионас: У меня машина просела уже. Хлеб обязательно, упаковался, насколько возможно, чтобы каждого угостить.

Ирина Петерс: Красноречивый факт. Спасибо вам.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG