Ссылки для упрощенного доступа

Чем новые диктаторы отличаются от старых


Александр Генис
Александр Генис
25 июня в 11 часов вечера в программе Александра Гениса – Опера на экране; "Антиформалистический раек" из Техаса; Роль интеллектуалов в протестном движении.

Бурная политическая жизнь самого последнего времени вызвала к жизни острую потребность в осмысление феномена авторитарной власти в 21 веке.

Уильям Добсон – автор книги "Диктаторы учатся гибкости" – американский политолог, журналист и редактор интернет-журнала Slate. Он провел год, изучая политические режимы, возглавляемые лидерами, которых на Западе считают диктаторами нового типа. Добсон был в Китае, в России, в Венесуэле и в Египте (при Мубараке). И хотя в книге говорится, что опыт каждой страны уникален, автор все же объединяет режимы всех этих стран как нео-авторитарные, а все оппозиционные движения там объясняет порывом народа к демократии. Отсюда подзаголовок его книги: "Репортажи с полей глобальной битвы за демократию".

"Диктаторам прошлого, - говорится в ней, - было гораздо легче прятать концы в воду. У нынешних диктаторов нет ни малейшей надежды держать свои действия в секрете. Стоит им где-нибудь применить насильственные меры – хоть и на горном пастбище в Тибете – так и там обязательно найдется iPhone, и через несколько минут об этом событии услышит весь мир. Поэтому таким лидерам, как Путин, Чавез или Ху Цзиньтао, приходится оперировать демократическими понятиями: свободы, законности и здравого смысла".

"Автократы новой эры, - пишет Добсон, - используют более тонкие способы принуждения. Они держат границы открытыми, давая возможность оппонентам уехать. Они понимают, что для них выгодней и безопасней подтасовать результаты выборов, чем просто отменить сами выборы". Например, лидер Венесуэлы Чавез даже изменил несколько законов, чтобы обеспечить себе победу на выборах, а победив, отрезал оппонентам все пути к политическому влиянию.

Про российского лидера Уильям Добсон пишет так:

– Путин создает конституционный фасад, а с черного хода добивается централизации власти. Он ставит доверенных людей во главе ведущих фирм, компаний и ключевых средств массовой информации. Он создал сеть формально неправительственных организаций, которые в реальности действуют по указке правительства, имитируя свободу слова, но затрудняя публике возможность услышать голоса активистов оппозиции.

В книге "Диктаторы учатся гибкости" Уильям Добсон разбирает не только новые формы автократии, но и новые, неагрессивные формы протеста в странах с автократическими режимами. Более того, он даже дает советы, пользуясь руководством, написанным в 1990-х годах американским профессором Джином Шарпом, а также опытом нынешних активистов.

"Революция, - пишет Добсон, - требует планирования, подготовки и интеллекта – для того, чтобы перехитрить репрессивное правительство, которое больше всего печется о сохранении своей власти". И приводит слова оппозиционера из Венесуэлы:

– Если ваш противник – Майк Тайсон, нельзя вызывать его на матч по боксу. Следует усадить его за игру в шахматы. Тогда у вас есть шанс.


А также 24 июня в 23 часа по московскому времени в программе "Поверх барьеров. Американский час":

Музыкальное приношение

- Как кино меняет оперу
- Хьюстон и Шостакович
- Волков рекомендует: музыка просветления

«Власть сонетов»

- Беседа с Михаилом Эпштейном
XS
SM
MD
LG