Ссылки для упрощенного доступа

Инфляция испортит лето


Темпы роста потребительских цен в России в июле значительно ускорятся по сравнению с предыдущими месяцами – в связи с индексацией тарифов естественных монополий. Позволит ли это правительству удержать инфляцию в текущем году на запланированном уровне?

В России с начала июля произошло плановое повышение некоторых тарифов естественных монополий – в частности, цены на природный газ для всех категорий потребителей увеличились на 15 процентов, на 6 процентов подорожала электроэнергия для населения. В минувшие годы такая индексация проводилась в январе, однако теперь она была сдвинута на летний период – в том числе, как предполагают эксперты, и в связи проведением в марте президентских выборов.

В итоге к середине года Россия подошла с рекордно низкой в ее современной истории инфляцией, которая на конец июня с начала января составила менее 3 процентов. Однако уже в июле, как считает главный экономист "Альфа банка" Наталья Орлова, темпы роста потребительских цен примерно в три раза могут превысить майские или июньские показатели:

– Я считаю, что в результате повышения тарифов, а также акцизов на ряд товаров, рост цен в июле составит около полутора процентов. Но пока это большой вопрос, поскольку в России тарифы исторически поднимались в январе. То есть, такого прецедента до сих пор не было – поэтому не понятно, насколько существенным окажется эффект влияния роста тарифов на рост других цен в экономике. Все-таки летние месяцы характеризуются некой дефляционной направленностью, – напоминает Наталья Орлова.

Очевидно, что такой скачок инфляции в июле значительно увеличит и годовые темпы роста потребительских цен. Но пока, уверена Наталья Орлова, их значение будет соответствовать официальному инфляционному прогнозу на текущий год, составляющему от 5 до 6 процентов:

– Если сейчас инфляция находится на уровне примерно 4 процентов в годовом выражении, то в результате повышения тарифов, по моим оценкам, она должна выйти на уровень 5,5 процента. Но такой показатель по-прежнему будет укладываться в ориентир Центрального банка. Это, на мой взгляд, вполне допустимая цифра. Однако главная неопределенность будет заключаться в последующей реакции экономики, в частности, в инфляционных трендах в августе и сентябре. В России традиционно в эти месяцы наблюдается либо нулевая инфляция, либо дефляция. Но не факт, что так будет и в этом году.

С тем, что июльская индексация тарифов естественных монополий на первых порах не приведет к ускорению годовой инфляции до запредельных величин, согласен и руководитель департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Однако, по его словам, последствия этого решения обязательно проявятся в будущем:

– Если цены выросли, а по отдельным статьям – значительно, то это обязательно внесет свой вклад в инфляцию. Если считать прямым счетом, то этот вклад будет небольшим – 1 или 1,5 процентного пункта. Казалось бы, в чем проблема, если годовая инфляция будет не 4-5 процентов, а в пределах от 5 до 6 процентов. Но все эти затраты на электроэнергию, на тепло, на газ "сидят" в стоимости фактически всех товаров и услуг. Таким образом, в итоге вырастут не только тарифы ЖКХ, но и стоимость всего остального. Если, например, для тех, кто печет хлеб, стоимость газа имеет значение, то хлеб должен подорожать, – полагает Игорь Николаев.

На динамику инфляции в России в ближайшие месяцы, уверены эксперты, будут влиять и другие факторы – во многом разнонаправленные. Среди них, например, подорожание импортных товаров в результате ослабления рубля или сезонное удешевление плодоовощной продукции. Главный экономист "Альфа банка" Наталья Орлова предполагает:

– Влияние валютного курса, безусловно, есть, но оно не такое значимое, как раньше. На мой взгляд, это связано с тем, что в экономике вырос уровень конкуренции. То есть, спрос сейчас растет не так быстро, как до кризиса, и многие компании предпочитают, скорее, жертвовать своей прибыльностью, но не терять долю на рынке. В итоге рост издержек частично абсорбируется снижением рентабельности компаний и не целиком перекладывается на конечных потребителей. Поэтому, на мой взгляд, слабость конечного спроса в какой-то степени может стать фактором, защищающим население от рисков слишком быстрого ускорения инфляции

Свое мнение у Игоря Николаева:

– Ослабление рубля – это дополнительный фактор, которые будет разгонять цены. Подорожание импорта проявится ближе к осени, когда начнется реализация товаров, закупленных по новым контрактам. А то, что в России цены на овощи (а это значимая статья в затратах особенно малоимущего населения) в августе и сентябре не растут или даже снижаются – так это бывает каждый год. То есть, это не сильно сгладит рост цен на другие товары.

Таким образом, считает Игорь Николаев, темпы роста потребительских цен в России по итогам текущего года могут существенно превысить прогнозируемый властями уровень. Причем самое опасное в этом, по его словам, возрождение инфляционных ожиданий в экономике:

– Главная неприятность в том, что в России меняется тенденция. Последние годы всеми правдами и неправдами мы снижали инфляцию и в итоге снизили ее до более или менее приличного уровня. А сейчас происходит разворот этой тенденции, что для экономики имеет гораздо большее значение, чем абсолютные цифры. Я не думаю, что инфляция по итогам года превысит двузначный показатель, но она будет на уровне 7,5-8, а может быть, и 9 процентов, – предполагает Игорь Николаев.

Правительство России пока не планирует менять свой прогноз по инфляции на текущий год. В том, что ее удастся удержать в пределах от 5 до 6 процентов, уверен сейчас и Центральный банк.
XS
SM
MD
LG