Ссылки для упрощенного доступа

"Коппелия" Ролана Пети: в поисках свободы


Сергей Полунин в роли Франца в балете Лео Делиба "Коппелия"
Сергей Полунин в роли Франца в балете Лео Делиба "Коппелия"
Академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко под занавес сезона представил премьеру "Коппелии" Лео Делиба в хореографии Ролана Пети. Великий балетмейстер ушел из жизни 10 июля 2011 года, и этим спектаклем театр отдает дань человеку, "чье творчество стало одним из символов балета ХХ века".

"Коппелия" никогда не сходила с афиш крупнейших музыкальных театров мира. В театре имени Станиславского и Немировича-Данченко она шла в редакции Алексея Чичинадзе, главные партии в 1975 году танцевали Маргарита Дроздова, Вадим Тедеев и Александр Домашёв.

"Коппелия" Ролана Пети появилась в том же году, в Марсельском балете. Ролан Пети много раз приезжал в Москву, работал с солистами Большого театра, но этой постановки в России прежде не было, и до нынешней премьеры он не дожил.
На сцену МАМТа спектакль перенес постоянный ассистент Маэстро - Луиджи Бонино. Он танцевал Коппелиуса на премьере (сам Ролан Пети выходил на сцену в этой партии... до 73-х лет).

"Коппелия" Пети рифмуется с недавней оперной премьерой театра - "Сказками Гофмана". Либретто балета написано по мотивам "Песочного человека", но от немецкого романтизма музыка Делиба и хореография Пети не оставили и следа. Луиджи Бонино комментирует:

- Конечно, Ролан Пети осовременил эту историю. Посмотрите хотя бы на самого Коппелиуса. Это совсем не дряхлый человек, он модно одет, и вообще ведет себя иначе, чем в истории Гофмана. Но в балете остается тема любви и одиночества...

* * *
Сванильда ревнует своего жениха Франца к загадочной девушке, силуэт которой виден в окне дома Коппелиуса. Она проникает в дом и выясняет, что соперница - кукла. Переодевшись в ее платье, Сванильда заставляет Коппелиуса поверить в то, что кукла, сделанная его руками, ожила. Обман раскрыт, и эмоциональному состоянию кукольных дел мастера не позавидуешь (в свою куклу он влюблен без памяти). Зато Франц снова и безраздельно принадлежит Сванильде.

Трагическая история создателя, потерявшего свое творение, возникает в самом финале, но - Ролан Пети верен жанру комического балета - спектакль остроумен, лучезарен и изящен.

Сванильда Кристины Шапран - барышня своенравная, привыкшая повелевать. Франц Сергея Полунина легкомысленно-влюблен, но тоже строптив и заносчив, так что наши герои обречены на постоянное выяснение отношений.

Намечается тенденция, приятная для российских балетоманов. В прошлом году в Большой театр из American Balley Theatre перебрался Дэвид Холберг, теперь в МАМТ (по приглашению худрука балетной труппы Игоря Зеленского) перешел премьер Ковент-Гардена Сергей Полунин. Он отлично сложен, прекрасно обучен и артистичен. Всякому движению есть у него психологического обоснование, хореографический текст отчаянной сложности исполнен им драматически выразительно. О спектакле Сергей Полунин говорит:

- Очень интересно в нем играть. Первый веселый спектакль, который мне понравился, потому что мне ближе драматические роли. Но здесь все сделано с огромным вкусом.

Полунин признается, что технически хореография Пети очень сложна:

- Но точно все рассчитано. Одним движением больше, и я бы, наверное, просто упал.

По просьбе РС Сергей Полунин немного рассказал о себе:

- Семья моя - русская, с Кубани. Но переехала в Украину. Родился я в Херсоне. Пять лет профессионально занимался акробатической гимнастикой. Потом поступил в Киевское хореографическое училище. Четыре года отучился. И уехал в Лондон, один, мне было 13 лет. Там учился еще четыре года. Меня звали в Большой театр и в Америку, но я решил попробовать сперва в Лондоне. И стал самым молодым в истории Королевского балета премьером - в 19 лет. Репертуар весь танцевал: "Манон", "Баядерку", "Жизель"... Ролана Пети там не ставят, опираются на своих хореографов (МакМиллана, например). И там надо танцевать точь-в-точь, как поставлено. Из-за этого мне скучновато стало. А у Ролана Пети - большая свобода. Половина - мои собственные интерпретации характера Франца. Я спрашиваю, например, какой жест делать, а Бонино говорит: как ты сам чувствуешь. Очень большая свобода и мне, как артисту, это интересно. И спектакли все будут разными, в зависимости от состояния артистов. Есть свобода что-то новое делать, что-то свое, и молодому человеку, как я, это интересно - говорит Сергей Полунин.

Раньше за свободой танцоры бежали из России на Запад. Сергей Полунин двинулся в обратном направлении.
XS
SM
MD
LG