Ссылки для упрощенного доступа

Давид Смелянский: подарок авантюриста


Давид Смелянский
Давид Смелянский
На сцене Et Cetera праздновали юбилей генерального продюсера театра Давида Смелянского. Юбиляр преподнес себе и зрителям щедрый дар – вечер джаза "Праздник авантюриста", в котором приняли участие "крещендовцы", то есть постоянные участники музыкального фестиваля "Крещендо".

Джазовая вокалистка из Нью-Йорка Шенда Рул пела Over the Rainbow. "Голубые птицы летят над радугой, отчего не могу я", – так переводятся слова припева, и они чудесным образом отзываются монологом Катерины из "Грозы" Островского: "Ах, отчего люди не летают так, как птицы". Великая баллада, написанная для мюзикла "Волшебник из страны Озз", связала воедино все, чем занимается и что любит Давид Смелянский: Америку и Россию, театр и мюзикл, кино и музыку.

В России слово "продюсер" обычно вызывает реакцию негативную: это такой тип, который навязывает свой дурной вкус окружающим, или же тот, который скармливает публике негодный продукт под девизом " пипл хавает".

В связи с именем Давида Смелянского подобных ассоциаций не возникает. Давид Смелянский – заслуженный деятель искусств России, профессор ГИТИСа, лауреат премий "Золотая Маска" и "Музыкальное сердце театра". Он же – организатор кинофестиваля "Балтийские дебюты", фестиваля искусств "Балтийские сезоны" (в Калининграде) и "кочевого" фестиваля классической музыки "Крещендо".

Его имя связано с Московским государственным театром миниатюр, в котором он работал вместе с Аркадием Райкиным.

С первым чеховским фестивалем, который он провел в Москве.

С Российским государственным театральным агентством: более шестидесяти спектаклей обязаны своим существованием продюсеру Давиду Смелянскому (в их числе: "Игроки-XXI" в постановке С.Юрского, "SORRY" в режиссуре Г.Панфилова, "Дон Кихот" и "Король Убю" А.Морфов, "Шейлок" Р.Стуруа, российская версия мюзикла "Продюсеры").

С мировой премьерой "Видений Иоанна Грозного" Слонимского, музыкальным руководителем которой был Мстислав Ростропович, и со строительством Школы оперного искусства Галины Вишневской.

"Смелянский, – говорил Ростропович, – занимает в русском театре то место, которое занимал в американском театре продюсер Джозеф Папп – создатель знаменитых бродвейских мюзиклов и Нью-Йоркского Шекспировского фестиваля...". Когда Ростропович произносил эти слова, он не мог знать, что в 2011 году Смелянский станет, ко всему прочему, одним из организаторов московского Театра мюзикла.

Поздравляя генерального продюсера театра Et Cetera, его художественный руководитель Александр Калягин под хохот и аплодисменты зала шутил:

– Вы знаете, что в Москве есть Театр Наций. А теперь открылся еще один театр – Театр Юбилеев. Недавно у меня был юбилей, теперь – у Давида. Так что мы принимаем заявки на проведение юбилеев, свадебных торжеств, памятных дат, концертные программы, поздравления, банкеты, танцы с народными артистами, кулуарные разговоры с членами правительства. Мне кажется, что Смелянскому, как продюсеру, эта идея очень понравится. Он вообще любит рисковые идеи, по натуре он – авантюрист. А в руководстве театра всего три человека – я, Давид и Роберт Стуруа. Ну, знаете, как на картине Васнецова " Три богатыря", – сказал Александр Калягин.

В народе о них говорят, как о "трех толстяках". А джаз называют "музыкой толстых".

Его-то и играли весь вечер друзья Давида Смелянского, постоянные (с 2003 года) участники организованного им фестиваля "Крещендо", живущие в России, Америке и Франции, по преимуществу, академические музыканты, виртуозы, лауреты всех мыслимых международных конкурсов: Денис Мацуев (фортепиано), Андрей Иванов (контрабас), Дмитрий Севостьянов (ударные), Дмитрий Илларионов (гитара), Айдар Гайнуллин (баян), Борислав Струлев (виолончель), Аркадий Шилклопер (валторна и альпийский рог), Сергей Накаряков (труба). Играли дуэтом, трио, квартетом, в финале, как подобает, – всем импровизированным составом. Исполняли фрагменты мюзиклов и вариации на тему Астора Пьяццолы, "Польку" Шнитке и "Пещеру горного короля" Грига, "Картинки с выставки" Мусоргского, музыку Дунаевского к фильму "Цирк" и собственные композиции, завершали джазовым стандартом, то есть "Караваном". Веселились от души, импровизировали всласть, самым хулиганским образом обходились с классическими произведениями, умудрялись тем или иным способом протащить в разные сочинения узнаваемую мелодию Happy Birthday to You.

Дареному коню в зубы не смотрят, но Вера Таривердиева откликнулась на просьбу РС оценить музыкальное приношение Давиду Смелянскому:

– Это был сногсшибательный концерт мирового уровня. Всем известно имя Дениса Мацуева, он – мировая "звезда". Я знаю его с 16 лет, и когда иду на его выступления, всегда боюсь, что звездная популярность на них скажется нежелательным образом. Но он – крепкий сибирский человек, выдержит и это. Джаз для него – отдушина. И он собрал вокруг себя разных музыкантов, своих друзей, и они потрясающе сыграли "живую" музыку, импровизировали. Помножьте энергию Мацуева на семь (столько музыкантов было) и получите впечатления о том, какой был концерт. Это был эквилибр без страховки на высоте Эйфелевой башни.
XS
SM
MD
LG