Ссылки для упрощенного доступа

Игорь Маринин, "Новости космонавтики" - об очередной космической неудаче России


Ракета "Протон" всё чаще подводит российскую космическую отрасль
Ракета "Протон" всё чаще подводит российскую космическую отрасль
Неудачей закончился запуск с помощью российской ракеты космического назначения "Протон-М" двух космических аппаратов. Российский спутник "Экспресс-МД2" и индонезийский "Telkom-3" не вышли на заданную орбиту, по предварительным данным, из-за сбоя в работе разгонного блока.

Согласно официальному сообщению Российского космического агентства, "в ходе выведения головной блок - разгонный блок "Бриз-М" и два космических аппарата - не был обнаружен на переходной орбите…Третье включение маршевой двигательной установки разгонного блока произошло в расчётное время, однако выключение двигателя произошло через 7 секунд вместо расчётных 18 минут 5 секунд".

В сообщении также отмечается, что войска Воздушно-космической обороны продолжают следить за объектом. При этом - как подчеркивают эксперты - корректировка орбиты потерянных спутников уже невозможна. Таким образом, спутники превратились в так называемый "космический мусор", который теоретически может столкнуться с уже находящимися в околоземном пространстве искусственными объектами, в том числе - с пилотируемой Международной космической станцией (МКС).

Насколько велика вероятность столкновения с МКС? Об этом – главный редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Маринин:

– Перигей всех трех космических аппаратов, то есть двух спутников и разгонного блока, равен примерно 300 км. А МКС летает на высоте чуть меньше 400 км. Они пересекают круговую орбиту МКС. Вопрос только, в каком месте пересекают и какое наклонение? Говорить о том, что это опасно для станции, сейчас совершенно преждевременно. Американская NORAD и наши войска воздушно-космической обороны отслеживают перемещение всех объектов относительно друг друга. Это делается очень быстро и очень срочно. И если возникнет какая-то опасность для МКС, то будут делаться предупреждения, – подчеркивает эксперт.

Запуски ракет-носителей типа "Протон-М" с разгонными блоками "Бриз-М" приостановлены. Причины возникновения внештатной ситуации выясняет специальная комиссия Роскосмоса. Инцидент 7 августа - уже по меньшей мере восьмой за последние пять лет неудачный российский космический запуск, причем 5 из них приходится на прошлый, 2011 год. Результатом этих неудач были, в частности, срыв программы перехода на цифровое телевидение почти в двух десятках регионов России и провал дорогостоящего проекта по запуску межпланетной станции к Марсу.

– Прежде всего, это может быть или авария двигательной установки, или ошибка в системе управления, – размышляет о нынешнем ЧП Игорь Маринин. – Авария двигательной установки может быть по двум причинам: или это человеческий фактор при сборке, или это технологический дефект, например, металла, из которого сделана, например, камера сгорания двигателя или какая-нибудь еще деталь. Комиссия будет разбираться. Если это система управления, то туда могли неправильно занести программу при подготовке к пуску. Например, в случае с "Фобос-грунтом" тяжелая высокоэнергетичная частица попала в микросхему; произошел сбой, резервирования не было, в результате все посыпалось. Кроме того, возможны иные варианты – рулевые двигатели сработали не так, ракета отклонилась от курса, система контроля траектории отключила двигатель...

Бывший глава Роскосмоса Анатолий Перминов в интервью агентству ИТАР-ТАСС заявил, что многочисленные срывы запусков космических аппаратов связаны с отсутствием единой системы контроля за их подготовкой. Игорь Маринин относится к этому заявлению с некоторой иронией:

– Я бы поприветствовал такое заявление уважаемого Анатолия Николаевича. Дело в том, что именно он, управляя достаточно длительное время российским космосом, Российским космическим агентством, не создал такую систему контроля качества. Когда Поповкин пришел полтора года назад к власти, он сказал, что первым делом нужно создавать именно систему контроля качества на предприятиях – причем независимую от руководства предприятий. Все приказы были даны, но внедряется эта система контроля качества, я бы сказал, что не равномерно на всех предприятиях. И проблемы там тоже есть. Эта новая система, сотрудники этой новой системы должны подчиняться только непосредственно Роскосмосу и обладать правом даже останавливать производство, если они обнаруживают отклонение от технологической задачи.

Особо главный редактор журнала "Новости Космонавтики" Игорь Маринин отмечает отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров в российской космической отрасли:

– Поповкин разрешил даже привлекать отставных военных и ушедших на пенсию специалистов предприятий высокой квалификации. Потому что молодых специалистов и специалистов, которых можно было бы поставить на это дело, практически нет. Сейчас очень большой напряг с кадрами, особенно с руководящими кадрами среднего и высшего звена.

Игорь Маринин не считает, что увольнение руководителей предприятий, занимающихся производством космических аппаратов, решит системные проблемы в отрасли:

– Наказать, предположим, генерального конструктора за то, что какой-то рабочий забыл гаечный ключ в баке – мне кажется, что это нелогично. Тут надо наказание соизмерять с последствиями. Уволить, расстрелять, отстранить и т. д. можно. Где взять других, кто бы работал? Ведь чем жестче санкции, тем больше люди будут опасаться, а уж молодые тем более не пойдут работать в такую отрасль, где за каждую ошибку нужно платить рублем, а то и уголовной ответственностью. Людей квалифицированных не так много – тем более, если учесть, что в 90-е годы у нас очень огромная масса специалистов ушла из отрасли и не вернулась туда, и не вернется даже на хорошее финансирование. Многие отъехали за рубеж и работают на благо зарубежной космонавтики, не нашей. Поэтому сносить головы за каждую аварию и искать виноватых и их увольнять – я думаю, что это не выход из ситуации…

* * *
Сообщается, что сумма страховых выплат компанией "Ингосстрах" в связи с потерей российского спутника составит около одного миллиарда двухсот миллионов рублей. При этом реальный ущерб от аварии, по некоторым оценкам, - не менее пяти миллиардов.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".
XS
SM
MD
LG