Ссылки для упрощенного доступа

Иркутская область – Байкал вновь разрешили использовать как помойную яму


Байкал. Целлюлозный комбинат загрязняет воду и воздух.
Байкал. Целлюлозный комбинат загрязняет воду и воздух.


Правительство России решило продлить деятельность Байкальского целлюлозно-бумажного комбината до августа 2013 года. Соответствующие документы уже подписали в Росприроднадзоре по Иркутской области. Этого решения ждали работники комбината, которых руководство предприятия еще в июле ознакомило с приказом об их увольнении. По информации с официального сайта БЦБК, руководство предприятия уже отменило приказ о возможном сокращении работников.

Другими словами, Росприроднадзор разрешил комбинату сброс очищенных промышленных стоков в акваторию Байкала. Однако по информации экологов, комбинат не в состоянии очищать стоки до нормативных параметров.
Иркутских экологов, которые на протяжении многих лет борются за закрытие БЦБК, новость о продлении лицензии комбинату не удивила. Вот, что по этому поводу сказала сопредседатель Иркутской региональной общественной организации «Байкальская Экологическая Волна» Марина Рихванова.

Марина Рихванова: Это значит, что будет продолжаться сливание грязи в Байкал. Это и преступление, и глумление над ценностью международной – плевать «в колодец планеты». Был бы гораздо больший вклад Роприроднадзора, если бы они не дали им лицензию, и тогда бы он был закрыт. Работники нашли бы себе другую работу, какие-то были бы сделаны шаги к тому, чтобы организовать новые производства. При закрытом БЦБК шансов для альтернатив гораздо больше, чем при открытом.

Екатерина Вертинская: Мнения самих байкальчан относительно судьбы комбината не однозначны. Люди, чья жизнь по-прежнему зависит от работы БЦБК, конечно, радеют за то, чтобы он работал. Те же, кто занимаются в Байкальске туристическим бизнесом или просто независимы от предприятия высказываются за его закрытие. Среди таких людей, местная активистка Таиса Барышенко. Она уверена, что город может прекрасно развиваться без целлюлозного комбината за счет альтернативных экологических предприятий. Но пока работающий ЦБК отпугивает потенциальных инвесторов. Как? Рассказывает Таиса Барышенко.

Таиса Барышенко: Благодаря тому, что здесь находится БЦБК, здесь невозможно ничего сделать, потому что здесь зловоние такое, что город наш называют «вонючинском». Редко кто проезжает, не закрыв рот и нос от этого зловония, от Утулика и до самого Выдрино, а это расстояние где-то 60 километров. Запах идет невыносимый.

Екатерина Вертинская: Президент Фонда «Возрождение Земли Сибирской» Елена Творогова, говорит, что здравомыслящий предприниматель не будет вкладывать деньги на авось: авось БЦБК закроют, авось от него будет меньше запах. Елена Творогова является автором идеи «Школа экологического предпринимательства», которая работала этим летом в Байкальске. В течение четырех суток группы молодых людей вырабатывали бизнес-идеи, которые можно внедрить исключительно в Байкальске. Среди участников было много молодых байкальчан, которые хотят продолжать жить именно в этом городе и возможно развивать свое дело. Авторы некоторых бизнес-идей на заключительном этапе Школы даже отказались от финансовой помощи потенциальных компаньонов, заявив, что они сами справятся, чем немало удивили и экспертов, и самих инвесторов, которые участвовали в мероприятии и оценивали проекты. Среди идей были развитие велотуризма, развитие народных промыслов, а также выращивание грибов вёшенок. Каждая отдельная взятая идея – это десятки рабочих мест. А вот, что Елена Творогова считает по поводу продолжения работы Байкальского ЦБК.

Елена Творогова: Мы из-за еще одного года работы БЦБК, мы – это Иркутская область, потеряем миллиарды. И когда, наконец, БЦБК закроется или его начнут перепрофилировать или еще что-то, к тому времени бурятский берег Байкала будет с точки зрения развития туристической инфраструктуры настолько развит, что Иркутской области уже будет не догнать, и мы окажемся на периферии.

Екатерина Вертинская: Депутаты Государственной Думы Российской Федерации, объединенные в межфракционную группу «Байкал» считают, что БЦБК необходимо закрыть, так как он по-прежнему загрязняет Байкал, и после очередного запуска он увеличил количество выбросов и в атмосферу, и в акваторию. Говорит депутат Госдумы от Иркутской области, член фракции КПРФ Евгений Рульков.

Евгений Рульков: Мы от имени депутатов межфракционной группы «Байкал» подготовили обращение к тогда еще президенту РФ Дмитрию Медведеву о необходимости проведения работ по закрытию Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Он тогда сослался на то, что у БЦБК очень сильные лоббисты, и делать это очень трудно. Но мы все же надеялись, что он, как председатель правительства Российской Федерации в настоящее время примет необходимые действия для закрытия БЦБК.

Екатерина Вертинская: Евгений Рульков сказал также, что предоставление возможности производства целлюлозы на берегах Байкала вызовет негативную реакцию политически активной части населения, и власть поимеет серьезные протесты на территории Иркутской области.

Тем временем, руководство БЦБК на своем официальном сайте разместило информацию о планах. Так, по информации пресс-службы комбината, планируется, что до конца 2012 года «Внешэкономбанк» выкупит кредиторскую задолженность, после чего начнется процесс перевода комбината в 100%-ную государственную собственность. Будут проведены консультации с Правительством Иркутской области и выработаны предложения по программе дальнейшей деятельности БЦБК на основе наиболее выгодного варианта: модернизация комбината с применением современных экологически безопасных технологий, закрытие комбината, совмещенное с процессом рекультивации накопленных отходов, или перепрофилирование производства.

«Основными приоритетами при выборе вариантов дальнейшей деятельности остаются трудоустройство работников БЦБК, экологическая безопасность, экономическая целесообразность развития производства и социальная стабильность в городе Байкальске», - говорится в сообщении пресс-службы БЦБК.
XS
SM
MD
LG