Ссылки для упрощенного доступа

Можайская колония как сцена для драмы


"Десанты" людей искусства в Можайскую воспитательную колонию - отнюдь не редкость: на фото воспитанники изучают искусство росписи по керамике. Однако возможность стать драматургами им представилась впервые.
"Десанты" людей искусства в Можайскую воспитательную колонию - отнюдь не редкость: на фото воспитанники изучают искусство росписи по керамике. Однако возможность стать драматургами им представилась впервые.
Московский Театр.DOC объявил о постановке спектакля по пьесам, написанным несовершеннолетними заключенными из Можайской воспитательной колонии. Группа драматургов и актеров театра на протяжении недели работала с заключенными Можайской колонии, которые писали драматические произведения и будут выступать в качестве актеров.

О работе над спектаклем рассказывает директор Театра.DOC драматург Елена Гремина:

– Наш новый спектакль – это часть работы, которая призвана средствами театра помочь реабилитации подростков, которые отбывают наказание в колонии. По заданию нашего театра несколько актеров, режиссеров и драматургов работали по технологии "классная драма" в Можайской воспитательной колонии. 12 молодых людей от 16 до 18 лет писали пьесы под руководством наших авторов. Технологию "class act" создали в Шотландии в театре "Траверс", она успешно используется. Как говорят психологи, у человека, который пишет драматические этюды по этой технологии, повышается самооценка, он начинает больше размышлять, сознательно задумываться о себе. Это занятие становится отдушиной для человека, повышает рефлексию. Мы были на первом показе драматических этюдов, которые написали ребята, и я увидела, что для них это очень важное событие. Особенно, когда они получили дипломы за участие в этой драматургической лаборатории. Только один из мальчиков раньше имел дело с художественным письмом – он пишет яркие, красивые рэпы. Остальные же впервые в жизни что-либо писали. Поэтому сначала с ними работали над техникой письма, чтобы они смогли выразить свои идеи. Сюжеты их очень оторваны от жизни. Даже когда один из мальчиков рассказывал свою собственную историю, он выбрал местом действия Алабаму, а героев назвал Джеффри, Рокси и Джон. Это говорит о том, что они хотят уйти от себя, но при этом непрестанно возвращаются к своим мыслям.

Мы работаем в тесном контакте с Центром борьбы за реформу уголовного правосудия, это одна из наших старейших правозащитных организаций. Сотрудники Центра побывали на показе и признались, что пьесы мальчиков – очень интересный материал для анализа, в том числе внутреннего мира этих подростков. Так, один из ребят написал пьесу, на первый взгляд очень оторванную от реальности. Действующие лица там – волшебники, графы, принцы. Обман одного из героев приводит к ужасным последствиям, и в результате автор убил этого героя. Конец был трагическим, хотя преподаватели говорили ему, что по законам жанра герой пережил достаточно много перипетий, можно сделать счастливый конец, что он может простить героя. Но мальчик предпочел убить его. Воспитатель позже сказала нам, что, скорее всего автор пьесы не может простить сам себя.

С помощью профессионалов мы поставим созданные ребятами пьесы. Те авторы, которым режим позволит совершить путешествие, с воспитателями приедут в театр, а те, кому это не позволено, посмотрят видео. Мы собираемся работать с мальчиками и дальше, наши артисты и драматурги очень неформально отнеслись к этой работе, у каждого из них есть человек, с которым бы он хотел продолжать заниматься, помогать.

Мы дали им задание – что-то писать, прочитать 7 классических пьес, попросили сделать читку своими силами. Постараемся сделать в колонии театральный кружок, потому что мне кажется, что для этих ребят возможность заниматься в театре очень важна. Изначально записались человек 15, потом несколько ушли. Некоторые колебались, но наши ребята уговаривали их, говорили, что они очень помогут, без них мы не справимся, очень важно, чтобы они остались. Наши ребята видели, что мальчики хотят участвовать, но стесняются, колеблются. Одного из заключенных нас попросил взять психолог, потому что мальчик находился в очень тяжелом, подавленном состоянии. После занятий я увидела его на показе и поняла, что мальчик открыл для себя театр. Он слушал с восторгом не только свой этюд, но и вообще был счастлив из-за всего происходящего, во все включался, переживал, – говорит Елена Гремина.

Постановка в "Театре.DOC" - часть социального проекта "Театр + Общество", который при поддержке Министерства культуры России реализуется в семи театрах Москвы, Костромы, Челябинска и Екатеринбурга. Премьера спектакля в "Театре.DOC" планируется в октябре. Драматург Максим Курочкин, один из лидеров "Новой драмы", ездил в Можайскую колонию:

- Очевидно, что работники колонии пытались произвести на нас впечатление своей правильностью, и им это удалось. Часть нашей маленькой группы была в восторге от адекватности и любезности принимающей стороны. Как человек с армейским опытом я, конечно, не придаю большого значения "дневной стороне луны". Понятно, что "визитная карточка" ни о чем не говорит, но все-таки это лучше, чем очевидное разложение и очевидная беда. Понятно, что с детьми там работают и стараются сделать их жизнь по возможности лучше. Это не отменяет, конечно, ужаса самой этой системы.

Интересно, что мужчины в нашей группе оказались более нежными и ранимыми существами, чем девушки; первые, наверное, ассоциировали себя с находящимися в колонии товарищами. Несмотря на то, что эта работа для нас была своего рода экскурсией, развлечением, сопряженным с небесполезным делом, все равно заснуть накануне было невозможно, в процессе преследовала депрессия. Наши девушки – бойцы, отработали там целую неделю оживленные, радостные, с хорошим настроением. А мы с Мишей Угаровым ходили грустные.

Было очевидно, что наши подопечные включены в процесс, относятся к проекту очень серьезно. И не из-за возможности заработать какие-то привилегии, а потому что эта работа их трогает, имеет отношение к их внутренним переживаниям. Они получили удивительный опыт, который бывает не у каждого человека, находящегося на свободе. В 16-17 лет слышать свой текст в исполнении других людей – это невероятный опыт.

Я достаточно низкого мнения о своей последовательности, но я понимаю, что к этим ребятам я бы поехал еще раз или несколько раз. Не гарантирую, что буду заниматься этим всю жизнь, но эмоционально я, конечно, попал на крючок. Мне интересно, чем закончится для каждого из них эта работа, как изменится их жизнь после этого проекта. А такое возможно, потому что драматургия меняет судьбу, и тому множество примеров.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG