Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Кара-Мурза - о парламентской оппозиции в осенней сессии Госдумы


Госдума готовится к осенней сессии
Госдума готовится к осенней сессии
Осенняя сессия Госдумы начнется 3 сентября. Первое пленарное заседание, как ожидается, состоится 11 сентября, а уже 12 сентября парламентарии могут рассмотреть вопрос о лишении мандата депутата-эсера Геннадия Гудкова, если в палату будет внесено соответствующее представление Генпрокурора РФ.

Владимир Кара-Мурза: Депутат Госдумы, эсер Геннадий Гудков уверен, что помимо него депутатского мандата будут лишены его однопартийцы - сын Дмитрий Гудков и Илья Пономарев.
Госдума на ближайшем заседании в сентябре может рассмотреть вопрос о лишении неприкосновенности Геннадия Гудкова, чей бизнес неоднократно попадал в поле зрения правоохранительных органов.
Накануне лидер справедливороссов Сергей Миронов в ответ на упреки в бездействии сказал: "Я не молчу. И защищать мы своего товарища будем – я говорю о Геннадии Гудкове. Я понимаю, что скорее всего 12 сентября его, к сожалению, голосами "Единой России", к которым, вероятно, примкнет ЛДПР, лишат депутатского мандата. Моя позиция как гражданина, лидера партии, товарища Геннадия Гудкова и как юриста, очень простая: это будет незаконно".
Депутаты Госдумы от партии "Справедливая Россия" Геннадий Гудков, Дмитрий Гудков и Илья Пономарев объявили в среду о создании нового общественного движения "АнтиГУЛАГ".
Накануне Депутат Госдумы от КПРФ Владимир Бессонов заявил, что готов пройти проверку на детекторе лжи по делу, в рамках которого его подозревают в избиении сотрудников полиции на митинге оппозиции в Ростове-на-Дону.
6 июля Госдума лишила Бессонова иммунитета и дала согласие на возбуждение в отношении него уголовного дела.
О том, усилится ли давление на парламентскую оппозицию на осенней сессии Государственной думы, мы сегодня беседуем с Анатолием Барановым, редактором сайта "Форум.МСК.ру" и депутатами Государственной думы Владимиром Бессоновым, членом думского комитета по обороне, членом фракции КПРФ и Дмитрием Гудковым, депутатом Госдумы от фракции "Справедливая Россия". Насколько вероятен такой поворот, о котором предупредил журналистов вчера ваш отец?

Дмитрий Гудков: Нас предупредили, что есть планы 12 сентября собраться на пленарное заседание и голосами "Единой России", возможно и ЛДПР Геннадия Гудкова могут сразу лишить мандата. Такого прецедента не было еще ни разу. Потому что обычно сначала лишали неприкосновенности, потом возбуждали уголовное дело, потом это дело попадало в суд и после решения суда можно было лишить депутата депутатского мандата. Это будет впервые. Поэтому, к сожалению, у "Единой России" сегодня есть возможность простым большинством голосов это сделать. Понятно, что это будет нарушение конституции, понятно, что это будет нарушение здравого смысла. Потому что я проанализировал: половина депутатов фракции "Единая Россия" владеют акциями компаний или в долевом участии, получают с этого дивиденды, доходы, причем доходы, которые не сопоставимы с доходами Геннадия Гудкова, в десятки, в сотни, даже в тысячи раз больше.

Владимир Кара-Мурза: Напомните, с какой формулировкой вас лишили депутатского иммунитета?

Владимир Бессонов: Государственная дума допустила ошибку формальную, лишив меня неприкосновенности. И фактически я ее не лишен. В соответствии с конституцией и законами нашей страны с просьбой возбудить уголовное дело в Госдуму может обратиться только председатель Следственного комитета. Он обратился, но дума ему отказала возбудить уголовное дело. После возбуждения уголовного дела вправе обратиться Генеральный прокурор за лишением неприкосновенности депутатской. В чем она заключается? Она заключается в возможности обыскать, допросить депутата, задержать и привлечь к уголовной ответственности. Вот это является лишением неприкосновенности. И когда обратился Генеральный прокурор, то Госдума дала согласие на частичное лишение неприкосновенности в части возбуждения уголовного дела. Генпрокурор за возбуждением уголовного дела в Госдуму обращаться не имеет право. То есть здесь произошла коллизия юридическая, в результате которой, как я считаю, я не лишен депутатской неприкосновенности. И соответственная жалоба поступила на Генерального прокурора, мы обжалуем законность возбуждения уголовного дела, поскольку нарушены формальные основания для этого.

Владимир Кара-Мурза: Чем вы объясняете, что думское большинство начало отрабатывать механизмы лишения коллег-оппозиционеров депутатских мандатов?


Анатолий Баранов: Давайте немножко начнем издалека. Депутаты Государственной думы от партии большевиков вследствие аналогичной коллизии прямо из Государственной думы отправились на каторгу. К счастью, пока у нас все чуть-чуть лучше. Но мы же видим, с кого наша власть сегодня берет пример. Она все время смотрит назад и смотрит на дом Романовых, на Российскую империю того периода. Строго говоря, даже название Государственная дума пришло из того времени. Если мы посмотрим на нынешнюю ситуацию, то мы увидим, что так оно, наверное, и должно было быть. Потому что именно так развивались обычно события и в прежние времена, когда нарастал общественный процесс, когда нарастали революционные настроения, шло естественное смягчение ситуации политической. Потом правительству удавалось этот протест немного подавить, тут же начиналось закручивание гаек, тут же начиналось отправление депутатов на каторгу и так далее. Та же ситуация. Мы имели нарастание общественного протеста зимой, отчасти весной. В тот момент, я напомню, что депутаты от оппозиционных партий были страшно счастливы, что все они улучшили свой результат. На самом деле они улучшили свой результат не благодаря, а вопреки. Люди не хотели голосовать за "Единую Россию", возможности голосовать против всех не было, я просто напоминаю, и поэтому единственной формой протестного голосования было голосование за кого-то, кто не "Единая Россия". Выбор был небольшой.
Я помню восторг Зюганова и его товарищей по фракции, что они действительно сильно увеличили свое представительство. Хотя уже тогда говорили: да, конечно, вы увеличили, мужики, но "Единая Россия" на пару процентов больше. Да, у нее нет конституционного большинства, но антинародные законы они уже успели принять раньше, когда у них было конституционное большинство. А сейчас для таких, извините, мелких пакостей вроде лишения депутатской неприкосновенности, лишения депутатского мандата. Это, кстати говоря, две разные вещи. Бессонов как бы лишен иммунитета депутатского, но депутатского мандата он не лишен. В отношении Гудковых и Пономарева, как я понимаю, стоит вопрос не о лишении неприкосновенности, они ничего не совершили предосудительного, их просто собираются лишить как раз, как я понимаю, именно депутатских полномочий. Но суть вопроса именно в том, что эти два процента позволили "Единой России" сейчас вести себя так, как будто она хозяин положения. Они выждали время, общественные настроения немного успокоились и можно дальше закручивать гайки. В тот момент, когда общественные настроения нарастали протестные, ни в коем случае нельзя было давать им хоть немного ослабевать. Любая революция поступательно развивается, либо сворачивается. А когда она сворачивается, наступает реакция. Вы чего хотели, товарищи?

Владимир Кара-Мурза: Владимир Бурматов, первый зам председателя думского комитета по образованию, член фракции "Единая Россия", признает право народных избранников на участие в протестном движении.

Владимир Бурматов: Безусловно, депутаты Госдумы не просто могут, но это является нормальной практикой их участия в акциях протеста. Другое дело, в какой роли они участвуют в акциях протеста. Когда депутат является организатором не массового мероприятия, а массовых беспорядков – это уже, на мой взгляд, плохо. Поскольку, во-первых, это является дискредитацией института парламентаризма, это является дискредитацией статуса депутата Государственной думы и это является, грубо говоря, подставой, на которую депутат обрекает своих сторонников. Пример того же самого Бессонова. В его родной Ростовской области не составляло никакого труда согласовать акцию, на которую он вывел своих сторонников несанкционированно, которую провел нарочито несанкционированно, еще с использованием звукоусиливающей аппаратуры, где он устроил драку с полицией. Или, например, участие того же самого Пономарева в акции, когда он с броневика инструктировал толпу, как половчее прорвать омоновское оцепление. То есть таким депутатам не место, на мой взгляд, в парламенте. Этими депутатами должна заниматься комиссия по парламентской этике. По Бессонову все понятно, к Пономареву, насколько мне известно, вопросы есть у соответствующих органов.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG