Ссылки для упрощенного доступа

Новое издание: "Портреты российских социологов. Интервью для Радио Свобода"


Борис Докторов
Борис Докторов
Ирина Лагунина: На сайте Центра социального прогнозирования увидела свет аудиотекстовая брошюра под названием «Портреты российских социологов. Интервью для Радио Свобода». В основу издания легли беседы с историком социологии, профессором Борисом Докторовым, выходившие в рубрике «Общественное мнение» в течение последних двух лет. Рассказывает Вероника Боде.

Вероника Боде: Борис Докторов с 1994 года живет в Соединенных Штатах Америки. Он - создатель сайта, посвященного биографиям российских социологов (http://cdclv.unlv.edu/programs/bios.html). Уже много лет он берет у коллег подробнейшие биографические интервью, в которых отражаются не только личные профессиональные судьбы ученых, но и история советской и постсоветской социологии. Вот, например, отрывок из его рассказа о социологе Игоре Коне.

Борис Докторов: Он один из, возможно, дюжины, может быть десятка человек, которых с полным основанием можно считать создателями современной отечественной социологии. Моментально классикой стала его книга "Социология личности", опубликованная в 67-м году, сразу же переведенная на многие языки и положившая начало этому направлению социологических исследований. В стране, где человек десятилетиями был лишь работником, членом различных общественных организаций, жителей города или деревни, семьи и прочих образований. Он первый сказал, что человек еще и личность, со своими интересами, ценностями, со своим отношением к жизни.
В 68 году в "Новом мире" Александра Твардовского была опубликована статья Кона "Психология предрассудка", в не были показаны социальные истоки национальных предрассудков, в частности, антисемитизма. За 40 лет до начала перестройки Кон писал, что "на крутых поворотах истории при возникновении определенных трудностей межнациональные конфликты дают себя знать". Он оказался прав. Много позже теоретические положения этнопсихологии, сформулированные Коном во второй половине 60-х, были развиты им при объяснении нетерпимости людей к тем, кто не такой, в том числе представителям однополой любви. Кон осознавал, что своими работами в области сексологии он породит зону социальной напряженности, более того, в определенных кругах общества, в том числе среди консервативной части православной церкви ненависть к себе. Но он понимал твердость социального прогресса и верил в правоту своего дела. Кон не только оставил нам свои многочисленные работы, но дал пример осознанного мужества ученого, мужества интеллекта. Мало кто из социологов может сказать, что своей работой он реально помог хотя бы одному человеку. Книги Кона уже помогли и будут помогать, они спасли от суицида юношей, переживавших свою сексуальную особенность, оберегли многих от СПИДа, помогли большому числу родителей понять своих детей.

Вероника Боде: Социолог Борис Докторов – об Игоре Коне. Директор Центра социального прогнозирования Франц Шереги рассматривает аудиовизуальную брошюру "Портреты российских социологов. Интервью для Радио Свобода" в широком контексте советской и постсоветской обществоведческой науки.

Франц Шереги: Общественная наука в СССР, да и в последующем в России не заключается только в социологии, она была намного шире. Но на 90% это была теологическая апологетика – научный коммунизм, исторический материализм, научный атеизм. То есть много научных направлений, но суть одна – это оправдание существования диктатуры. Появление социологии означало появление людей, которые в центр общественных отношений ставили самого человека, а не стадо, как это видела теологическая наука. И напоминать населению о том, что оно все-таки находится в стаде, сбросив с себя рабское сознание. Есть люди, которые мыслят индивидуально и считают личность основным элементом общества, основным ядром, источником управления обществом – это очень важно. Такими людьми являются социологи, потому что все социальные процессы, основы этих процессов они видят в людях. Их мнение, которое должно быть решающим в принятии любых управленческих решений, политических решений и так далее. Так как этого понимания в обществе пока нет, то, конечно, необходимо давать образы, которые иллюстрируют важность такого мышления и важность для будущего общества именно таких взглядов на социальные процессы. Эти образы и дает Докторов, причем выбирает он их очень удачно, это действительно люди достойные. Одним словом, то, что он отображает – это можно назвать либеральным течением в общественной науке, точнее сказать, в обществознании России, которое унаследовано от СССР.

Вероника Боде: Как вы думаете, этот проект можно назвать просветительским?

Франц Шереги: Я бы назвал научно-просветительским. Потому что большая часть населения, кроме слова "социология", больше не знает. Для большинства это абсолютно ново. Понимать то, что социология – это есть социальная диагностика, то есть диагностика социальных болезней – это сложно. Так что скорее всего проект для интеллигенции, но вне всякого сомнения, с чего-то начинать надо. Если в сознание, постепенно в подсознание масс будет внедряться понятие социология, что это такое, кто такие социологи, почему они жертвовали своей карьерой для того, чтобы достичь каких-то вершин, консолидировать общество, конечно, будет полезно.

Вероника Боде: Так думает Франц Шереги, директор Центра социального прогнозирования. Социологии в СССР до 60-х годов не существовало, и ученые приходили в эту науку самыми разными путями, из других профессий. Борис Фирсов, например, был первым секретарем райкома КПСС, Татьяна Заславская занималась экономикой села, а Будимир Тукумцев возглавлял инженерную службу одной из Сибирских железных дорог. Причудливые жизненные пути, удивительные судьбы. Борис Докторов об известном социологе Жане Тощенко, ныне - декане социологического факультета РГГУ.

Франц Шереги: Тощенко родился в 1935 году в семье сельских учителей в деревне в Брянщине, расположенной в том месте, где петух кукарекал сразу на три республики – Россию, Украину и Белоруссию. Его отец серьезно увлекался французской литературой и дал сыну уникальное для тех мест и этой эпохи имя – Жан. Самое сильное детское воспоминание Тощенко – это расстрел немцами его отца в сентябре 41 года на глазах матери и троих детей. В школьные годы он начал трудиться в колхозе и навсегда запомнил свой первый заработок за сезон работы – мешок зерна и 220 килограмм картошки. С 8 класса он учился в районной средней школе и три года проходил ежедневно 8 километров туда и столько же обратно.

Вероника Боде: А вот – еще один отзыв об аудиовизуальной брошюре, посвященной российским социологам. Говорит Лариса Козлова, заместитель главного редактора «Социологического журнала», заведующая сектором социологии науки Института Социологии РАН.

Лариса Козлова: Я уверена, что публикация небольшого сетевого издания "Портреты российских социологов" – это значимое событие. Значение этой публикации можно рассматривать и в научно-просветительском и в медийном планах, которые тесно связаны друг с другом. Медиа, как известно, переводится с латыни как "посредник". Радио Свобода в данном случае выступает посредником между российской социологией и своей широкой аудиторией.
Поясню, почему такое посредничество важно. Биографии социологов, попав в медийную среду интернета, формируют у населения образ социологии. И несомненно, это образ позитивный. Получается, что Радио Свобода не только информирует население, но и участвует в борьбе за повышение доверия к социологам и их науке. Пользователи сайта воочию могут познакомиться с ведущими социологами старшего поколения, узнать об их профессиональном пути, вкладе в науку, личных качествах. Они могут узнать, что эти люди посвятили себя не только познанию общества, но и тому, как сделать его лучше. Некоторые из них тем самым наживали личные и профессиональные проблемой со стороны властей.
Почему для социологов важно доверие населения? Дело в том, что социология – особенная наука, у которой объект изучения – это отношения между людьми, их сообщества. В социологическом исследовании люди выступают респондентами и информантами. От них и, конечно, от искусства социолога зависит, какие данные об обществе будут получены, насколько они окажутся достоверными. Вот здесь и проявляется степень доверия к социологам и к профессии. Между тем, о социологах в нашем обществе пока что известно мало. Каждый более-менее образованный человек назовет вам видных физиков, биологов, медиков, но мало кто назовет социологов. Конечно, наша наука в силу своей специфики не предназначена для больших открытий, но ее работа важна, тем не менее. И важно, чтобы об этой работе знали в обществе, знали ее ведущих представителей.
Издание, о котором мы сейчас говорим, ценно тем, что старшее поколение социологов и их вклад в науку здесь персонифицируется.

Вероника Боде: Отмечает Лариса Козлова, заведующая сектором социологии науки Института Социологии Российской Академии наук. «Советская социология начинается с буквы «Я», - так был озаглавлен материал, появившийся на сайте Радио Свобода в октябре 2011 года и посвященный одному из корифеев российской обществоведческой науки – доктору философии Владимиру Ядову.

Борис Докторов: Деятельность Ядова проверена временем и высоко оценена не только российским, но и международным профессиональным сообществом. Сделано им много и по разным направлениям. Все началось во второй половине 60-х, тогда им и Андреем Григорьевичем Здравомысловым было проведено крупное социологическое исследование "Отношение рабочих к труду" и была издана книга "Человек и его работа". Она сразу была признана классикой и переведена на многие языки. Исследование показало, что труд, в отличие от заверений партийных идеологов, не превращался в первую жизненную потребность. После одного ядовского доклада член Центрального комитета КПСС академик Митин сказал: "Цифры – это хорошо, но нам нужны правильные цифры, которые подтверждают нашу теорию. А этого не было". Книга дала мощный импульс социологическому изучению труда и стимулировала возникновение в стране сети заводских социологических лабораторий.
В 1968 году, по словам Ядова, родилась в Тарту серенькая в мягкой обложке книга "Методология и процедуры социологических исследований". Советской социологии редкостно повезло в том, что первый учебник делался на основе лекций, читавшихся Ядовым в Эстонии. Там не было столь жесткого идеологического пресса, как в русских регионах союза. Через пару лет эта книга была переиздана в Москве большим тиражом и стала известна многим.
Третье крупное достижение Ядова – это предложенная им теория иерархии психологических установок личности. Так случилось, что он не смог продолжить начатое исследование, и сегодня, насколько мне известно, никто не развивает сделанное им и группой его коллег в 70-х годах. Однако, думаю, что через какое-то время социологи, психологи обратятся к тем построениям, ибо социальными науками открыты далеко не все тайны поведения личности.

Вероника Боде: Говорил социолог Борис Докторов. В аудиовизуальной брошюре «Портреты российских социологов. Интервью для Радио Свобода» собрано четырнадцать рассказов о российских ученых. (Она будет пополняться новыми фрагментами по мере их выхода в эфир.)

Ирина Лагунина: Познакомиться с этим интернет-изданием можно на сайте Центра социального прогнозирования по адресу: http://www.socioprognoz.ru/index.php?page_id=176.
XS
SM
MD
LG