Ссылки для упрощенного доступа

Бой с тенью


За день до своего выступления на съезде Демократической партии президент Барак Обама узнал, что его задача усложнилась. Впервые за одиннадцать месяцев его предвыборные рейтинги сравнялись c рейтингами Митта Ромни: по 46.7 процента избирателей поддерживают каждого из кандидатов. Причем если исключить из этой картины все еще не симпатичного большинству американцнв Митта Ромни, то рейтинги Барака Обама выглядят более шаткими. Большинство американцев считает, что страна идет в неверном направлении, большая часть опрошенных не верит в управленческие таланты действующего главы государства. По этим ключевым показателям Обама находится в компании президентов, покинувших Белый Дом после первого срока.

В последние месяцы предвыборный штаб президента и его сторонники нещадно атаковали Митта Ромни, рисуя его зачастую карикатурными мазками. Но в течение трех недель, вплоть до съезда в Шарлотте, рейтинги Ромни шли только вверх. На съезде демократы, по сути, признали: основную проблему для них представляет не Ромни, а экономика, ведь меры экономического стимулирования, предпринятые за минувшие четыре года, не дали ожидаемых результатов. Что делать? Президент Обама предложил стране в четверг последний и самый сильный, по его мнению, довод – свою речь.

Невероятная победа Барака Обамы на выборах четырехлетней давности под лозунгом необходимости перемен и кличем «Мы это можем совершить» была воспринята многими как доказательство выдающегося ораторского дара кандидата в президенты. Нобелевская премия мира, присужденная только что вступившему в должность президенту, выглядела заурядным знаком внимания политику, про которого дочь Джона Кеннеди сказала: Обама первым вызвал у нее воодущевление, подобное тому, которое, по рассказам, вызывал у людей ее отец. Согласно многим соратникам президента Обамы, президент верит в силу слова, в свою способность убедить людей. Он не раз сетовал на то, что ему не предоставляется достаточно возможностей для того, чтобы объяснить американцам суть своей политики и в ответ на призывы к перемене стратегии говорил, что проблема не в стратегии, а в ее убедительном представлении стране.

В последний день съезда Обама получил эту возможность. Президент воспользовался ею для того, чтобы напомнить американцам: он предотвратил экономическую катастрофу, экономика страны находится на пути к выздоровлению. Приход республиканца Ромни в Белый Дом, дескать, перечеркнет эти усилия. «Знай, Америка, нащи проблемы разрешимы! Мы способны ответить на брошенный нам вызов. Путь, который мы предлагаем, может быть трудным, но он ведет в лучшее будущее. И я призываю тебя выбрать этот путь!» - провозгласил президент.

Сохранили ли президентские слова магию, подобную той, что вызвала энтузиазм миллионов четыре года назад? «Нью-Йорк Таймс» написала по следам выступления Барака Обамы такую фразу: «Президент выглядел как политик, который спустился на землю и оказался втянутым в бой за выживание с Миттом Ромни».

Впрочем, Ромни, скорее всего, не столь опасный соперник для Обамы, как тень другого президента, магия слов которого проверена временем. Это Рональд Рейган и его слова, сказанные избирателям в 1980 году за несколько дней до выборов: «Когда вы будете принимать решение, задумайтесь над тем, живется ли вам сегодня лучше, чем четыре года назад». Этот критерий стал с тех пор в глазах многих американцев золотым стандартом оценки деятельности президентов. Билл Клинтон в своей речи за день до выступления Обамы попытался дать на него прямой ответ от имени действующего президента. Барак Обама ответил на ключевой вопрос косвенно: да, ситуация не столь хороша, но если бы не я, ситуация была бы хуже.

В последние тридцать два года такой ответ на вопрос Рейгана был недостаточен для проходного балла в президенты.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG