Ссылки для упрощенного доступа

Город большой, вот души - маленькие...


Спросили и меня, почему всякие "оккупаи" не победили и, кажется, не победят. Странный вопрос. "Я весь день подметал пол, но домашнее задание по математике почему-то не сделалось!".

Это ведь язычество - думать, что результат зависит от количества произносимых заклинаний, и чем больше людей повторит заклинание, тем результативнее. "Перепиши это письмо пять раз"... "Приведи на митинг пятерых друзей"... Послушайте, ну Маркс опять был неправ - количество не всегда переходит в качество. Магическое, языческое мышление говорит (точнее, кричит): «Дело Пусси-Райот - начало конца путинского режима. Если уж в Венесуэле демонстрируют в защиту Пусси-Райот, то долго этот режим не протянет». Но ведь это вздор.
Глобализация увеличила возможности узнавать о происходящем в мире. Это не избавляет от необходимости рационального мышления. Да, и в Венесуэле выступили в защиту Пусси-Райот, но между этим выступлением и возможностью краха кремлёвской диктатуры нет необходимых промежуточных звеньев. К счастью, как и между заклинаниями кремлёвских пропагандистов о гибели Запада и этой гибелью.
В реальности дело Пусси-Райот пока совпало с расширением деспотизма в России. Например, сменился главный редактор журнала «Большой город», так что он из органа не слишком последовательной оппозиции превратился в орган последовательного цинизма-конформизма. И лучше всего это обнаружилось по отношению к делу пуссинид. При старом главном редакторе журнал, хотя и не был безусловно на стороне свободы слова, но в то же время предоставлял возможность высказаться в защиту женщин. При новом главном редакторе — Алексее Мунипове — журнал опубликовал стенограмму круглого стола, участники которого единодушно осуждали пуссинид и на разные лады обсуждали последствия дела для придворной оппозиции. Стол вышел не совсем круглый, судя по фотографии и тексту безусловным центром обсуждения был свящ. Алексей Уминский. Тон задала журналистка Екатерина Кронгауз, её слова «Нас всех развели, как лохов» стали названием материала. Проблема для такой «оппозиции» не в том, что три женщины безвинно и неправосудно лишены свободы, а в том, что показной характер придворного либерализма вдруг проявился.
Сугубо советская логика:
«Благодаря всей истории с Pussy Riot общество и СМИ начали невероятно пристально следить за церковью. Через день обнаруживаются пьяные священники и иеромонахи-убийцы».
Ирония имела бы смысл, но ведь иеромонах-убийца, действительно, обнаружился.
В 1937-м году Кронгауз заявила бы («Сталин-тест»): «Благодаря истории с Бухариным враги СССР стали невероятно пристально следить за нашей державой. Через день обнаруживаются пьяные следователи и судьи-убийцы».
Ксения Лученко, «журналист»:
«Люди не понимают не только основ христианства, они не понимают, что такое церковь, даже на уровне третьего класса воскресной школы».
Сталин-тест: «Люди не понимают, что такое диктатура пролетариата, даже на уровне третьего класса начальной школы».
Свящ. Алексий Уминский:
«Открой интернет — и тебе там про патриарха Варфоломея напишут еще больше, чем про патриарха Кирилла: какие у него часы, какие яхты, на каких он самолетах летает».
Тут даже теста не надо — это прямая ложь. Возможно, какие-то лейтенантики Лубянки и пишут в интернет ложь о патриархе Варфоломее, но её надо долго искать. Вообще же коррупция верхушки РПЦ МП — неслыханная, аналогов ей нет в современном христианстве, и тезис «все серенькие», «а у вас негров травят» тут не работает.
Разумеется, никаких разговоров по сути — правомерно ли прислуживание деспотическому государству, нормально ли ограничение свобод, нормально ли писать в суд справку о том, что женщины нарушили церковные правила и т. п. Для Андрея Десницкого главная проблема — после неправедного суда «невозможно спорить с участницами этой акции, им невозможно сказать: вы поступили плохо».
Классический риторический приём – «я не буду говорить о том, что…» – и человек говорит именно то, что пообещал не говорить. Да не поступили женщины плохо! Не было это хулиганство! Не приговорили бы их к штрафу в других странах! Тут же Уминский пинает женщин:
«Им не было никакого дела до чувств верующих».
Священник Зуевский подхватывает:
«Я не верю в то, что они утверждают, что, мол, не хотели задеть чувства верующих».
А не наше дело — верить или не верить. Наше дело — соблюдать принцип презумпуции невиновности, раз, а второе — говорить правду. Никакие сотрудники храма Христа Спасителя, все эти охранники и торговки — не верующие. Наемники, а не дети Божии. И всё, что они говорили в суде про свои чувства, было оплаченным лжесвидетельством.
И ещё пинок от Лученко — мол, православные хоругвеносцы – «такая же невежественная реакция, как и поступок Pussy Riot. Это совершенно симметричные вещи».
Очень образованная дама, очень. Выучила слово "симметрия". Насильники и изнасилованные – прекрасный образчик симметрии. Эсесовцы и евреи. Пилат и Христос.
Традиционный советский тезис: цените своё начальство, оно защищает вас от худших вариантов. Десницкий:
«Если они [фундаменталисты], грубо говоря, дорываются до власти, то его голова первой полетит».
Реально сидят в тюрьме три невиновных женщины, а интеллектуал уже скорбит о воображаемой гибели патриарха Кирилла, эта фантазия для него важнее реальности. Интеллектуалу для оправдания конформизма нужна самая малость — пара «добрый следователь/злой следователь». Ему эту пару изготовили из подручного материала, начальника ОВЦС Гундяева и его верного Санчо-Пансы Капалина.
Впрочем, Десницкий поспешно добавляет, что не хочет клеить ярлыки, что «фундаменталист» – это миф.
«Для медийного взгляда важно повесить ярлычок: ну да, это фундаменталист, он приверженец такой-то партии, с ним все ясно, про него больше думать не надо. Для взгляда христианского все-таки нужно знать, что это человек, это образ Божий, его жизнь от нас скрыта, и в нем очень много всего».
Сталин-тест: «Для большевистского взгляда все-таки нужно знать, что Берия это человек, это строитель социализма, и в нём очень много всего».
Про невинно осуждённых женщин Десницкий не говорит, что «их жизнь от нас скрыта». Это оправдание он приберегает для православных боевиков.
Десницкий:
«У меня есть большая просьба к журналистам — постараться пойти немножко вглубь. Отойти от этих громких информационных поводов, которых, я уверен, нам накидают еще очень много».
Иисус-тест. Первосвященник Каиафа: «У меня есть большая просьба к Петру, Матфею, Марку и Луке — постараться пойти немножко вглубь. Отойти от этих громких информационных поводов, которых, я уверен, нам накидают еще очень много».
Идея, озвученная Уминским, что позиция патриарха по делу пуссинид неизвестна — ложь. Патриарх по уставу РПЦ МП за всё отвечает. Без его согласия Фонд храма Христа Спасителя не отправил бы в суд бумагу, обвиняющую женщин.
Главным виновником оказалось невежество. Мало Церковь учит! Капля в море. Больше надо денег учителям кремлёвского православия. Комичнее всего заявление Ксении Лученко: в зарубежных приходах нет образованных людей, аристократия вымерла:
"Сейчас 80 процентов паствы тех великих приходов — соборов в Лондоне, в Ницце … – это тети в тапочках. Они приехали из Молдавии, Грузии, Западной Украины со всем этим народным православием, со всем фундаментализмом и обрядоверием — там всего этого теперь в разы больше, чем у нас».
То есть, это тёти в тапочках оплатили миллионы долларов, чтобы отобрать у образованных потомков эмигрантов их приходы в Лондоне и Ницце? Там теперь настоятели грузинки? Это на Западной Украине выстраивались многотысячные очереди к фальшивым реликвиям? Кто бы мог подумать!
Дело не в том, где больше суеверий, а в том, где больше агрессии, а агрессии в разы больше у «эмпешников», как с высшим богословским образованием, так и без оного — агрессии, лукавства, властолюбия, веры в государство.
Если в хорошие жернова сыпят скверное зерно, мука будет скверная. Но если хорошее зерно — знания о библеистике, теологии, литургике – сыпать в сердца с гнильцой, то выйдет ли мучение для окружающих, а не проповедь Евангелия.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG