Ссылки для упрощенного доступа

Десять лет с Итигэловым


Прошло десятилетие с момента возвращения XII главы буддистов России Пандито Хамбо Ламы Даши-Доржо Итигэлова. В этом году буддистский мир отмечает 160-летие со дня рождения этого иерарха российского буддизма. Я уже неоднократно рассказывала об этом необыкновенном человеке, тело которого сохранилось в неизменном состоянии. Причем 75 лет тело находилось в бумхане (саркофаге) из соснового дерева в земле, а вот уже десять лет Хамбо Лама Итигэлов снова среди нас.

Его называют великим йогином, духовным Учителем, над загадкой сохранности его тела бьются лучшие ученые, а духовный аспект возможностей человека на примере Хамбо ламы Итигэлова пытаются постичь буддистские мыслители. Восемь раз в году – во время дней поклонения – к Хамбо Ламе Итигэлову устремляются паломники со всего мира. В день 10-летия возвращения Итигэлова во всех дацанах Буддийской традиционной Сангхи России, а также в буддистском центре Нью-Йорка прошли торжественные молебны, посвященные великому Учителю.

Двенадцать лет назад Хамбо Лама Итигэлов начал являться в медитациях одному из лам Иволгинского дацана – Бимбе Доржиеву. Мне давно хотелось узнать у действующего XXIV Пандито Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева о том, как воспринял возвращение своего предшественника на посту главы буддистов России лично он, что знал о Хамбо Ламе Итигэлове до того момента. Дамба Аюшеев признался, что будет говорить на эту тему столь откровенно впервые.
Когда двенадцать лет назад, весной 2000 года, к Хамбо Ламе обратился настоятель Иволгинского дацана Дагба Очиров, рассказав, что молодому ламе Бимбе Доржиеву является в медитациях Хамбо Лама Итигэлов и просит извлесь его из бумхана, это повергло Хамбо Ламу Аюшеева в размышления. «Когда Бимба лама сказал мне, что под землей есть тело ламы, и его надо достать оттуда, я не поверил, – говорит Хамбо Лама. – Но Бимба лама говорил с такой убежденностью, что я, чтобы проверить его предположение, попросил найти свидетелей».

В практике буддизма не принято посещать захоронения родственников, единственный раз, когда буддисты приходят на могилу умершего – в момент его погребения (подробнее – здесь). Поэтому предложение, по сути, вскрыть могилу, для настоящего буддиста именно шоковое. «Идти на кладбище и вскрывать могилу, с точки зрения буддистской этики – это большой риск и даже преступление, – говорит Хамбо Лама. – Бимба лама пришел ко мне снова через год, сказал, что свидетелей не нашел, но тело поднимать надо. Я отправил его искать дальше. А когда в 2002 году он в третий раз обратился ко мне, я сказал, что мы должны ждать удобного момента. Сначала была сила, которая меня держала, а потом эта же сила меня толкнула».

Хамбо Лама собирал информацию про Итигэлова и уже узнал, что ламы приходили на место, где в специальном сосновом саркофаге находился XII глава буддистов России, дважды: в 1955 году (через 28 лет после помещения бумхана в землю) и в 1973 году (еще через 18 лет). В том, что неспроста именно в эти годы ламы ходили к Итигэлову, Хамбо Лама не сомневается. В буддизме всегда обращают внимание на знаки, а знамения и в 1955, и в 1973 годах были. В 1955 году над Иволгинским районом разразился такой ураган, какого никогда прежде не случалось, и все надеются, что больше не случится никогда. «Хамбо Лама Итигэлов пригласил лам к себе, используя стихию ветра», – объяснил Дамба Аюшеев. Ламы подняли бумхан, убедились в сохранности тела Итигэлова, провели необходимые обряды и вновь поместили саркофаг на прежнее место. В 1971-1972 годах в Бурятии было сильнейшее наводнение, причем два года подряд, чего не случалось ранее в этой засушливой республике. И в 1973 году Хамбо Лама Жамбал Доржо Гомбоев с группой лам вновь пошел на поклонение к Хамбо Ламе Итигэлову – на этот раз призыв был через стихию воды.

«Вспомните, какое тогда было время, – говорит Хамбо Лама Дамба Аюшеев. – Многие из этих лам были репрессированы, прошли ГУЛаг. Они умели держать язык за зубами. Более того, к тому времени, когда я стал Хамбо Ламой, никого из лам, которые когда-то ходили к Итигэлову, уже не было в живых. Словом, лично мне никто ничего не передал и не сказал».

Когда у ректора Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» Ганжурцырена Раднаева умерла мать, уроженка Иволгинского района, Хамбо Лама, видимо, посчитал, что подходящий момент настал. Все ламы в тот день оказались на кладбище, где хоронят жителей Иволгинского района и где выше на горе захоронены ламы, а чуть ниже расположены могилы других местных жителей. Хамбо Лама попросил, чтобы ему показали место предполагаемого нахождения Хамбо Ламы Итигэлова, и, не дожидаясь остальных лам, сам прошел вперед. «Я по буддистской специализации эмчи-лама (врач буддистской медицины), практиковал много лет, собирал травы, готовил лекарства и точно знаю, где какие травы произрастают на территории Бурятии, какие из них могут расти вместе, а какие – нет. Когда я пошел по кладбищу, увидел на холмике три куста лекарственных растений, что бывает очень редко. Но скажу больше, в природе эти три растения вообще не могут произрастать в одном месте. Для меня это был знак. Вторым знаком было то, что чуть выше места, где находился Хамбо Лама Итигэлов, лежал достаточно большой камень, причем лежал так, что весенние ручьи с горы натыкаясь на этот камень, расходились в стороны и не давали намокнуть тому, что находилось под землей». Хамбо Лама Дамба Аюшеев принял решение поднять тело Хамбо Ламы Итигэлова. Для того чтобы все было законно, у родственников собрали подписи под разрешением об эксгумации, пригласили судмедэкспертов. Поднятие решено было проводить 10 сентября 2002 года, в 4-е лунные сутки по буддистскому календарю.

Про то, как поднимали бумхан с телом Итигэлова, уже много написано в прессе, снят документальный фильм. Мне же в разговоре с главой буддистов России хотелось выяснить его личные ощущения; ведь, по сути, он принял решение поднимать тело Хамбо Ламы Итигэлова, не зная, в какой степени сохранности оно находится, не опираясь ни на какие прецеденты, то есть, на свой страх и риск. Я спросила Хамбо Ламу, когда же он все-таки понял, что происходит что-то необычное, что ламы действительно столкнулись с чем-то до того не встречавшимся. «Я внимательно следил за выражением лица эксперта, который проводил эксгумацию. И вот когда сняли крышку бумхана, эксперт провел первичный осмотр головы Хамбо Ламы Итигэлова (остальная часть тела была скрыта под слоем соли – А.Н.), я увидел взгляд эксперта: он смотрел вдаль становившимся взором. Меня это очень поразило, я понял, что эксперт встретился с тем, чего никогда прежде не видел».

Остался еще один вопрос: почему Итигэлов выбрал для общения именно Бимба ламу, а не кого-то другого. Хамбо Лама Дамба Аюшеев объясняет это тем, что в 1927 году дед Бимба ламы, живший в Кяхтинском районе Бурятии, то есть в месте, где зародился бурятский и российский буддизм, недалеко от первого дацана «Балдан Брэйбун», построенного на территории Бурятии первым главой буддистов России Хамбо Ламой Дамба Даржа Заяевым, считающимся предыдущей реинкарнацией Итигэлова, переехал в Иволгинский район и обосновался здесь. Этот переезд тоже был своего рода знаком. А в буддизме знаки не только видят, но и правильно толкуют.

Кто-то, наверно, заметит разницу в датах, которые упоминаются в тексте: когда вернулся Итигэлов и когда отмечается 10-летие его возвращения. Здесь все дело в лунном календаре, с которым согласуют свою жизнь буддисты. Поэтому дата возвращения Хамбо Ламы Итигэлова, приходящаяся на 4-й день второго осеннего месяца, в привычном для нас календаре будет ежегодно выпадать на разные дни. В 2012 году 4-е лунные сутки приходятся на 19 сентября.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG