Ссылки для упрощенного доступа

Налог как условие крещения и прощения


Жертвы сексуального насилия со стороны священников проводят акцию протеста у Бранденбургских ворот в Белине.
Жертвы сексуального насилия со стороны священников проводят акцию протеста у Бранденбургских ворот в Белине.
Конференция епископов Германии – высший орган католической церкви в стране - принял решение, согласно которому прихожане, переставшие платить церковный налог, перестают считаться таковыми. Им должно быть отказано в участии в важнейших церковных службах и действиях, в том числе - в исповеди и церковном погребении. Взимание налога со всех доходов членов католической, протестантской и иудейской общин (в пользу этих общин) существует только в Германии.

К участникам конференции епископов, которая традиционно заседает в Бонне, относятся 68 епископов и 27 руководителей епархий. Нынешний председатель конференции - глава католиков Германии архиепископ фрайбургский Роберт Цолич. Решение епископов, по мнению наблюдателей, – один из признаков глубокого кризиса католической церкви Германии. Более 125 тысяч прихожан покинули церковь только за прошедший год. Наверное, и финансовые соображения играют роль, но массовый исход из лона германской католической церкви говорит также о существующем уже длительное время и все возрастающем отчуждении между верующими и церковью. Возможность заявить о своем выходе, заявить через государственные органы, существует со времен Бисмарка, который стремился уменьшить влияние католической церкви на общественную жизнь Германии. Бюргеры должны были открыто дистанцироваться от своей бывшей религиозной общины и, таким образом, получали право не платить церковный налог, взимаемый государственными налоговыми службами.

Многие используют именно эту традиционную возможность, чтобы подвергнуть церковь критике. Правозащитник-католик Хартмут Цапп заявил в 2007 году о своем выходе из церкви как "публично-правовой корпорации", именно в такой юридической форме существуют церкви в Германии. Одновременно Цапп подчеркивал, что остается верующим последователем католицизма. Если бы Ватикан поддержал такую позицию, то у Цаппа нашлось бы очень много сторонников. Но в Ватикане также умеют считать деньги и не желают уменьшения поступлений из Германии, из которых финансируются многие ватиканские учреждения, в частности - католические Академии. В самой же ФРГ ситуация с финансированием церкви, с точки зрения многих ее критиков, противоречит официальному принципу отделения церкви от государства. Деньги, собранные в качестве церковного налога, идут на содержание церковных учреждений и зданий, но социальные и культурные учреждения, принадлежащие церкви, в частности, больницы, детские сады и школы на 80-90 процентов (в разных Федеральных землях по-разному) финансируются государством. При этом существует так называемый «бюджет церковного престола» - часть бюджета церкви, которой епископы распоряжаются по своему усмотрению. Епископы не обязаны при этом отчитываться ни перед верующими, ни перед государством. И, в целом, по мнению критиков католической церкви, ее финансовая система абсолютно непрозрачна.

Вот что говорит Христиан Вайснер, руководитель германского отделения международной общественной организации католиков «Церковь – это мы», выступающей за обновление и реформирование католичества:

Христиан Вайснер: Конечно, это шокирующий сигнал от наших епископов, сигнал угрозы в адрес верующих, сообщающий католикам, что отныне приобщение к таинствам, включая участие в крещении в качестве крестных родителей, исповедь и даже погребение, возможны только для тех, кто платит церковный налог. Но этот сигнал епископата фальшив в своей основе. Ведь люди выходят из церкви не потому, что утратили веру или не хотели бы больше быть христианами. Большинство заявляет о своем выходе из церкви потому, что недовольно ее руководителями. Например, вследствие того, что епископы долгие годы и даже десятилетия старались сохранять в тайне многочисленные случаи сексуального насилия в церковных учреждениях, насилия над малолетними. Такие истории зачастую просто игнорировались епископатами. Многие из тех, кто покинул церковь после того, как правда вышла на поверхность, делали это из протеста. Но никакой потери веры у этих людей на было.

Теперь, по новым правилам, все, кто заявит о своем выходе из церкви, получат письмо от своего священника с просьбой-советом одуматься. Пастор будет обязан провести беседу со сделавшим заявление, и это станет дополнительным бременем для самих священников, которых у нас и так не хватает. И простые священники будут нести это дополнительное бремя во исполнение решения епископов. В Германии действует единственная в своем роде система взимания церковного налога, и принятое решение демонстрирует ясно, насколько важен для епископов сбор этих денег.

Епископов, несомненно, чрезвычайно заботит тот факт, что католическая церковь Германии потеряла за последние двадцать лет четыре миллиона верующих. За эти годы из церкви вышли более миллиона верующих, еще три миллиона – разница между числом новых крещений и количеством ушедших из жизни католиков. Но нынешнее решение конференции епископов, в котором католикам объявляется, что без уплаты налога ты не получишь от церкви ничего, (в частности, церковного погребения) означает на практике жестокое отлучение верующих от церкви. Требование уплаты налога – это все же финансовый аспект, а в теологическом смысле Ватикан всегда настаивал на тезисе: ставший католиком остается им навсегда, если у него нет проблем с верой, как таковой. Но теперь Ватикан поддержал немецких епископов с их единственной в своем роде системой финансирования, и все это показывает заинтересованность наших епископов прежде всего в пополнении церковной кассы, - считает Христиан Вайснер.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"

XS
SM
MD
LG