Ссылки для упрощенного доступа

Белорусская оппозиция: выборы в парламент нелегитимны


Солдаты белорусской армии перед голосованием на одном из избирательных участков.
Солдаты белорусской армии перед голосованием на одном из избирательных участков.
Пять крупнейших оппозиционных партий Белоруссии выступили с коллективным заявленим о непризнании парламентских выборов, независимо от их итогов. Причиной такого решения в заявлении оппозиции называются массовые фальсификации и отсутствие прозрачности избирательного процесса.

"Белорусский народный фронт", гражданская кампания "Говори правду!", Белорусская партия левых "Справедливый мир", Белорусская социал-демократическая партия "Грамада" и движение "За свободу!" заявили, что парламентские выборы можно классифицировать как не соответствующие международным стандартам. Подчеркивается, что в законодательство не были внесены изменения, обеспечивающие прозрачность голосования, формирование избирательных комиссий прошло без допуска представителей демократических сил, продолжалось давление на кандидатов в депутаты,
из тюрем не освобождены политзаключенные.

Демократические активисты уже обратились к международным организациям с призывом усилить воздействие на белорусские власти с целью прекратить политические репрессии и вернуть всем осужденным в результате политически мотивированных приговоров их права и свободы.

На 110 депутатских мандатов Палаты представителей Национального собрания Белоруссии претендуют в этот раз менее 300 кандидатов. Большинство реальных оппонентов нынешнего белорусского режима к избирательной кампании просто не были допущены.

Официально выборы признаны состоявшимися. Независимые наблюдатели отмечают, что "задел" на высокие показатели был сделан вместе с началом досрочного голосования, когда на избирательные участки выдвигались целыми трудовыми коллективами. Отсюда и показатели: за пять дней до основной даты выборов проголосовали 26% граждан с правом голоса. Сопредседатель кампании "За справедливые выборы" Сергей Калякин говорит, что, как и в предыдущие годы, административный ресурс был задействован на полную мощь:

-- Административный ресурс был использован в основном против тех, кого можно организованно загнать на участки. Прежде всего, это студенты. По Минску поголовно студенты не учились уже в пятницу, и не будут учиться в понедельник. А перед тем, как отправить их на продолжительные выходные, всех заставили проголосовать. Вторая категория -- работники государственных учреждений и предприятий, также поголовная мобилизация. Поэтому, когда ЦИК говорит о каждом четвертом, проголосовавшем досрочно, надо уточнять, что людей туда загнали.

Досрочное голосование завершилось 22 сентября. Как утверждают аналитики, именно во время досрочного голосования фиксируются самые массовые факты нарушения избирательного законодательства. Самыми распространенными являются завышение явки и принуждение к досрочному голосованию.

У здания посольства Белоруссии в Варшаве 23 сентября был организован пикет с призывом бойкота выборов в белорусский парламент. Около двух десятков белорусов с транспорантом «Бойкот диктатуре!» и запрещенными в Белоруссии национальными бело-красно-белыми флагами, призывают принять участие в альтернативных выборах.В стеклянную урну с национальной символикой можно бросать специально приготовленные бюллетени, в которых предлагается проголосовать не за конкретного кандидата, а за свободу, демократию и независимость Белоруссии.

«Сегодня посольство Белоруссии это избирательный участок. Мы выступаем за бойкот так называемых парламетнских выборов и хотим. Чтобы он стал первым шагом к общенациональному бойкоту любых псевдодемократических начинаний белорусского режима», - заявил Змитер Бородко один активистов белорусской диаспоры в Польше.

Некоторые из участников пикета официально получили в белорусском консульстве бюллетени для голосования, но намеренно испортили их, сделав недействительными.



Парламентские выборы в Белоруссии проходят раз в четыре года и, как показывает практика, всегда достаточно вяло. Большинство жителей страны уверены, что последние полтора десятка лет депутаты ни на что не влияют, оставаясь самым бесполезным винтиком политического механизма. Одним из показателей может служить то, что в дорабатывающей свой срок Палате представителей IV созыва, избранной в 2008 году, нет ни одного представителя оппозиции. Именно обезличивания законодательного собрания не могут простить президенту Александру Лукашенко его оппоненты – ведь нижняя палата парламента появилась в 1996 году в ответ на попытки депутатов Верховного Совета объявить импичмент главе государства. С тех пор, как считают демократические активисты, депутатов в Белоруссии не избирают, а назначают из числа особо выслужившихся перед режимом.

Старейший парламентский корреспондент Белоруссии Владимир Глод. Насколько, по его мнению, новый парламент может отличаться от всех предыдущих?

- Я думаю, вряд ли он будет серьезно отличаться от прошлого. Уже два последних созыва 110 депутатов избираются в первом туре, и это лишнее доказательство того, что так называемые депутаты (а они действительно «так называемые») не избираются народом, а назначаются. Соответственно, так они и работают. За четыре года Палатой представителей было приято примерно 400 законодательных постановлений, но всего лишь три законодательных акта вносили сами депутаты. Все остальные – без малого четыре сотни – это документы, которые приходили либо из Администрации президента, либо из Совета министров. По-моему, это самое красноречивое свидетельство того, что парламент просто выполняет декоративные функции. Депутаты просто голосуют. Очень редко бывает, чтобы обсуждение вызывало какую-то дискуссию. Типичная ситуация, когда, скажем, 18-20 вопросов рассматриваются буквально за 3-4 часа.

Подавляющая часть белорусской оппозиции призывала к бойкоту парламентских выборов, называя кампанию «политическим фарсом». За неделю до голосования Объединенная гражданская партия и партия «Белорусский народный фронт» объявили о снятии своих кандидатов в связи с тем, что власти не выполнили условия, при которых демократы были готовы выдвигаться. В частности, это касается безотлагательного освобождения политзаключенных и включения максимального количества партийцев в окружные избирательные комиссии. Ряд политических движений избирательную кампанию бойкотировали изначально. А в ситуации безальтернативности, как считает Владимир Глод, говорить о полноценном парламенте не приходится:

- Наверное, самый красноречивый факт, свидетельствующий о работе белорусского парламента, это то, что показал социологический опрос: более 90% избирателей сегодня не знают, кто их депутат. А 87% затруднились назвать фамилии спикера и вице-спикера Палаты представителей. Ну и вообще, парламент, в котором нет партийных фракций, а выборы проходят по одномандатным округам (хотя есть несколько представителей одной партии – проправительственной Коммунистической партии Белоруссии, остальные считаются беспартийными) – ждать от такого парламента чего-то серьезного не приходится. Может быть, единственная отличительная черта этих выборов от предыдущих, это то, что на удивление мало нынешних членов парламента пробуют пройти туда еще раз – всего лишь 19 человек из 110. Обычно на предыдущих выборах из тех же 110 человек 40-45человек шли на второй заход. И все, естественно, становились депутатами.

- Можно ли рассуждать о вариантах, при которых реален оппозиционный след в составе будущего парламента?

- Оппозиционный след может просматриваться только при одном условии -- если в парламент попадут депутаты от партии «Справедливый мир». Это вторая коммунистическая партия в Белоруссии, которая не поддерживает курс президента. Потому что если посмотреть на партийную принадлежность кандидатов – а их сейчас 293 человека – то это три партии: «Справедливый мир», ЛДПБ (белорусский аналог партии Жириновского), официальная Коммунистическая партия Белоруссии и еще группа кандидатов. Поэтому о какой-то оппозиции можно думать только при том условии, что кто-то попадет в парламент из партии «Справедливый мир». Но я думаю, власти сделают так, чтобы эти люди туда не попали. Ну, а если 1-2 человека и появятся, то, конечно, никакой погоды они не сделают. Хотя, безусловно, будет теоретическая возможность говорить, что в парламенте есть «оппозиция». Однако так думали и в 2004 году, так думали и в 2008 году - что Лукашенко допустит в парламент несколько человек от оппозиции. Нет, такого не произошло. Поэтому не стоит ожидать, что это случится на нынешних выборах.

Тот факт, что небольшой отряд демократических кандидатов идут как беспартийные, по мнению Владимира Глода, на общую расстановку сил также никак не повлияет:

- Да, есть еще, возможно, группа демократических кандидатов, которые не связывают себя с определенными политическими партиями, движениями, идут как беспартийные, но власти тщательно отслеживают этот процесс. И я не думаю, что кто-то из них станет депутатом. Власть достаточно серьезно отнеслась к этим выборам. Традиционная расстановка такова: есть основной кандидат от власти, и есть, на всякий случай, дублер от власти (мало ли что может случиться?). Незадолго до выборов некоторые дублеры снялись, чтобы обеспечить, по-видимому, еще более весомую, внушительную, показательную победу главному кандидату от власти - даже там, где этот человек достаточно силен (условно говоря, как гендиректор известного предприятия «Гомсельмаш» Жмайдик). А там, где кандидаты не очень имениты, там власти идут по пути «кандидат+дублер».

Нынешние парламентские выборы - первая значительная политическая кампания в Белоруссии после президентских выборов 2010 года. Парламентский корреспондент Владимир Глод обращает внимание, что из числа политиков, претендовавших на высший государственный пост, о претензиях на депутатский мандат заявил лишь один – экономист Виктор Терещенко:

- Из числа тех девяти кандидатов, которые участвовали в президентских выборах, в нынешних парламентских выборах участвует только один –Виктор Терещенко. Остальные по разным причинам либо сами не пошли, либо снялись по решению своих партий. Как, например, лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько или зампредседателя «Белорусского народного фронта» Григорий Костусев, которых сняли с дистанции партийные съезды. Некоторые, как сопредседатель партии «Белорусская христианская демократия» Виталий Рымашевский, вообще не участвовали в избирательной кампании. Или не выдвигались - как руководитель «Фонда Мизеса» Ярослав Романчук. А, к примеру, экс-кандидат в президенты Николай Статкевич до сих пор находится в тюрьме. Если не считать Лукашенко, который уже 18 лет остается главой государства, из числа остальных кандидатов в парламентских выборах задействован только Терещенко. Надо отметить, что он уже был депутатом – правда, еще Верховного Совета Белоруссии. Это был первый парламент, избранный относительно демократическим голосованием в 1990 году, и как раз тогда Виктор Терещенко был депутатом этого парламента.
XS
SM
MD
LG