Ссылки для упрощенного доступа

Спасет ли бывший "Киношок" поддержка государства?


Андрей Кончаловский не уверен в том, что у министерства культуры России хватит денег на финансирование многих кинофестивалей...
Андрей Кончаловский не уверен в том, что у министерства культуры России хватит денег на финансирование многих кинофестивалей...
Участники XXI Открытого фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок» обратились с открытым письмом к президенту России Владимиру Путину, в котором выразили обеспокоенность дальнейшей судьбой «единственной площадки для творческого и делового общения кинематографистов стран бывшего СССР». Среди тех, кто подписал письмо, писатели Владимир Войнович и Андрей Битов, народная артистка России Людмила Зайцева, сценарист и режиссер Ираклий Квирикадзе, народный артист России, кинорежиссер Георгий Натансон.

Тревога кинематографистов по поводу «Киношока» связана с позицией нового руководства российского министерства культуры и, в частности, его подразделения, отвечающего за кинематограф. В письме, адресованном президенту Путину, говорится, что для сохранения кинофестиваля, который проводится ежегодно в Анапе и собирает кинематографистов из республик бывшего СССР, необходима поддержка государства.

"Сегодня "Киношок" - единственная площадка для творческого и делового общения кинематографистов стран бывшего СССР. Это общение, творческие и деловые контакты представляются чрезвычайно важными для всех стран нашего содружества, в том числе для России. Русский язык, русская культура продолжают оставаться важнейшими скрепами огромного культурного пространства.
Тем непонятнее разговоры, которые ставят под сомнение уникальные позиции фестиваля "Киношок", который якобы не является "отраслеобразующим" в ряду фестивалей, финансируемых Российским государством".


Один из тех, кто подписал письмо президенту - главный редактор журнала «Кинопроцесс» кинокритик Вячеслав Шмыров - считает, что государственная политика в отношении такого серьезного фестиваля как «Киношок» чрезвычайно важна:

«Главное, наверное, в ощущении какой-то смуты, нестабильности, то, что связано с тем, что поменялось руководство Министерства культуры РФ, и идет пересмотр каких-то сложившихся, известных позиций, страхи, что какие-то важные завоевания нашей кинематографической отрасли останутся без внимания или просто будут перечеркнуты. Я думаю, что во многом письмо возникло из-за неосторожных фраз отдельных новых сотрудников министерства, которые стали делить фестивали на те, которые являются отраслеобразующими, и те, которые не являются. Кино СНГ сложно назвать рынком, но то, что как и само СНГ, культурная политика в отношении СНГ, кинематографическая политика остается в поле приоритетных задач нашего Российского государства в силу самых разных причин, о которых не имеет смысла говорить подробно. Тем не менее, именно фестиваль "Киношок" сегодня остается единственным и главным полем для встреч, для творческого обмена, для взаимодействия, для создания совместных проектов кинематографистов из Балтии, из Средней Азии, из республик Кавказа, Украины, РФ. Поэтому, мне кажется, что фестиваль должен сейчас как-то более четко, конструктивно обозначить свою позицию, пересмотреть какие-то шаблоны своего существования, но это не просто должен состояться пересмотр в одностороннем порядке, должна обязательно быть продумана, проговорена, обсуждена со всеми участниками государственная политика в отношении такого серьезного фестиваля как "Киношок". Это письмо стало предметом для обсуждения, поводом для разговора, прежде всего, с властными структурами, с Министерством культуры. Я думаю, что письмо свою правильную роль сыграет».

Фестиваль "Киношок" проводится с 1992 года. С 1995 года фестиваль имеет официальный статус Открытого фестиваля Кино стран СНГ и Балтии, в 2001 он получил статус государственного и был включен в число российских фестивалей, проводимых с участием средств федерального бюджета. Среди победителей Киношока в разные годы были фильмы "Макаров" Владимира Хотиненко, "Дюба-Дюба" Александра Хвана, "Окно в Париж" Юрия Мамина. Андрей Михалков-Кончаловский, который получил в Анапе приз за фильм "Курочка Ряба", считает, что разнообразные фестивали нужны и важны, но у министерства культуры недостаточно денег, чтобы достойно финансировать российские кинофорумы:

«Любые фестивали значимы, просто потому, что туда приходят люди, которые хотят смотреть кино без попкорна. Поэтому все фестивали в этом смысле играют роль просветительскую. Что касается фестиваля "Киношок". Думаю, что там тоже собираются люди, которые заинтересованы в развитии кино. Больше сказать ничего не могу, потому что денег все равно не хватит ни на что. Все равно денег в Министерстве культуры мало и будет мало. А деньги от проката и от того, что могло бы приносить пользу развитию российского кинематографа, нет, потому что прокат не принадлежит российскому кино, а принадлежит Голливуду».

«Киношок» известен как едва ли не единственный фестиваль, где можно увидеть фильмы стран бывшего СССР. Именно поэтому кинокритик Вячеслав Шмыров считает, что фестиваль нуждается не только в финансовой поддержке государства:

«На самом деле, не хватает чисто политического взгляда на вопросы развития кино. Фестиваль в некотором смысле предоставлен сам себе. Он не имеет каких-то четких структурных обозначений, притом, что много полезных начинаний происходит. "Киношок" сегодня - площадка, которая нуждается не только в дополнительных финансовых вливаниях, но еще и в дополнительном интеллектуальном, политологическом, я бы сказал, обеспечении. Сюда должны приехать и специалисты по этносам, и политологи, и просто административные работники, люди, отвечающие за культурную политику в разных странах. Потому что в итоге это не только площадка для кино, это еще и площадка для всей культурной сферы, которая есть на территории бывшего советского пространства».

С 2007 года «Киношок» называется «Открытый кинофестиваль стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии». Одна из его важнейших целей - сохранение единого кинематографического пространства бывших советских республик, а также популяризация национального киноискусства.
XS
SM
MD
LG