Ссылки для упрощенного доступа

"Болотное дело" и горнорудное дело


Михаил Косенко
Михаил Косенко
Суды и тюрьмы давно стали постоянным предметом обсуждения в российской блогосфере, но за судьбой арестованных по так называемому «болотному делу» сеть следит особенно пристально, ведь на месте этих людей мог оказаться любой участник столичной акции 6 мая. На днях основное внимание было сосредоточено на судьбе 25-летнего активиста «Левого фронта» Владимира Акименкова, который стремительно терял зрение в СИЗО. Впонедельник вечером Изабель Макгоева, координирующая деятельность «Комитета 6 мая», сообщила в Фейсбуке:

ура!!!!!! Акименкова перевели в больницу!!!!!!!!!!!!!

Ранее Макгоева побывала в Мосгорсуде, который рассматривал жалобу на арест Михаила Косенко, тоже проходящего по «болотному делу». Суд оставил его в СИЗО до 6 ноября. Поддержать Михаила пришли 12 человек. Изабель Макгоева выложила в Фейсбуке конспект его выступления:

Я не собираюсь жаловаться, ссылаться на свое здоровье или еще что-либо. Я считаю, что предъявленные обвинения в виде массовых беспорядков мне и другим являются клеветой. Агрессивной стороной был ОМОН. Если смотреть видео, которые показывались на “Дожде”, то там была такая ситуация: толпа пыталась прорвать оцепление, какая-то часть прорвала, их задержали, а дальше все было спокойно. Все остальные агрессивные действия были со стороны ОМОНа, а не со стороны демонстрантов, потому что ОМОН постоянно напирал, бросался на людей, хватал их. Какие обвинения в поджогах имеются ввиду? Какое уничтожение имущества? Имущество там перечисляется следующее: несколько опрокинутых туалетов и отобранные у милиции дубинки. Когда массовые беспорядки происходят то бьют витрины, поджигают машины; ничего этого не было. Когда люди хотят уничтожать имущество, они не идут отбирать дубинки у милиции. Обвинение в массовых беспорядках является клеветой на меня и на всех. Мы должны быть освобождены. Никто не виновен из задержанных по делу 6 мая.

Еще одно дело, обделенное вниманием прессы, осветил в своем блоге на «Гранях» Дмитрий Борко:

Рассмотрение в суде питерского политического "Дела о запрещенной партии" выглядит непривычно для москвича. Несмотря на то что все 12 обвиняемых - лимоновцы, никаких тебе овчарок и ОМОНа, подсудимые приходят на заседания из дома. Судья Сергей Яковлев спокоен и не особо спешит, хотя процесс длится уже 5 месяцев. В день, как правило, заслушивается один свидетель. Заседания проходят дважды в неделю. Поначалу было трудно собирать многочисленных участников к 11 часам - непременно кто-то опаздывал. Судья принял мудрое решение: теперь все вызываются к 10:30, а к одиннадцати можно и начинать. Дело состоит из двух почти не пересекающихся эпизодов: шпионских записей центра "Э" с собраний другороссов в 2010 году и участия их в Стратегии-31 за все последние годы. Сложность в том, что обвинению предстоит доказать: нынешняя "Другая Россия" суть одно с запрещенной некогда НБП, а люди, входившие в нее когда-то (и присоединившиеся к ним позднее), занимаются все той же экстремистской деятельностью. Всякому ясно, что люди те же самые. Но столь же ясно, что судить "просто за политику" нельзя. Обвинение не нашло лучшего пути, как искать в разговорах обвиняемых и их окружения слов "нацбол" или схожих партийных символов. А между тем, 12 ребятам, что ходят на суд, как на работу, по два раза в неделю, светит до 2-х лет.

***
В англоязычной блогосфере обсуждают реформы высшего образования в Иране. Учебный год начинается в Иране 22 сентября, и за несколько дней до занятий стало известно, что свыше 30 университетов решили не допускать женщин к получению ряда специальностей. В список из 80 недоступных теперь женскому уму специальностей попали ядерная физика, археология, английская литература, менеджмент. Иранский независимый интернет-портал RoozOnline.com цитирует чиновника из министерства образования Сейеда Хассани:

Некоторые специальности не вполне соответствуют женской природе в силу того, что требуют больших физических усилий – например, агротехника или горнорудное дело. Как показывает опыт прошлых лет, женщины, получившие образование в этих областях, не трудоустраиваются по специальности, что приводит к высокой безработице среди выпускников университетов.

Эта странная логика не убедила правозащитников из Human Rights Watch, которые обратились к иранскому правительству с требованием отменить ограничения. О политической подоплеке реформ пишет блогер портала Jezebel.com Анна Бресло:

Иран всегда отличался доступностью образования для женщин. Это была одна из первых ближневосточных стран, где женщин допустили в университеты, и с 1979 года высшее образование всячески поощрялось. Но, судя по всему, власти решили, что дело зашло слишком далеко: к 2001 году число студенток впервые превысило число студентов, а сейчас их примерно 60 процентов от общего числа учащихся. Не последним фактором было и количество женщин, участвовавших в массовых акциях протеста в Тегеране после президентских выборов 2009 года (не говоря уже об активности, которую проявили жены обоих кандидатов). Что же до списка специальностей, которые запретили получать женщинам, то он просто интригует. Допустим, какие-то из запрещенных профессий дают доступ к высокооплачиваемой работе и таким образом могут отвлечь женщин от семьи и детей, но при чем здесь английская литература? Мы же все знаем, какую жизнь приходится вести счастливым обладателям этой степени…

Нынешняя реформа хорошо согласуется с курсом на исламизацию, который избрали иранские власти после уличных волнений 2009 года, считает блогер портала “Би-би-си” Фариба Сахраэй:

После массовых акций протеста 2009 года Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи выступил с речью, в которой призвал к «исламизации» университетов и подверг резкой критике, в частности, социологию. По его словам, этому порождению западного ума не место в программах иранских университетов. В августе нынешнего года аятолла Хаменеи выступил с еще одной речью – на этот раз он призвал иранцев вернуться к традиционным ценностям и рожать побольше детей. В стране, где огромное внимание уделялось планированию семьи, в стране, чью программу распространения контрацептивов хвалят во всем мире, эта речь прозвучала для многих как оскорбление.
XS
SM
MD
LG