Ссылки для упрощенного доступа

Обама: "Cлова не могут быть поводом для убийства"


Президент США Барак Обама на трибуне Генеральной ассамблеи ООН.
Президент США Барак Обама на трибуне Генеральной ассамблеи ООН.
Главными темами выступления президента США Барака Обамы на Генеральной Ассамблее были Ближний Восток, волна насилия, захлестнувашая мусульманский мир в последние недели, ядерная программа Ирана и положение в Сирии.

Говоря о противостоянии режима президента Сирии Башара Асада и сирийской оппозиции, президент вновь выразил позицию США, что режим Асада должен закончиться, чтобы прекратилась страдания сирийского народа. "Будущее в Сирии не должно принадлежать диктатору, который убивает своих граждан", - сказал президент Обама.

Значительная часть выступления президента была посвящена сопровождающимся насилием протестам в мусульманских странах, вызванных видеофильмом "Невинность мусульман". Президент вспомнил убитого в Ливии посла США Криса Стивенса, заявив, что совершившие это убийство люди должны быть привлечены к ответственности, и что Соединенные Штаты намерены сотрудничать с ливийским правительством для того, чтобы убийцы были пойманы. "Подобного рода нападения на дипломатические миссии США являются атакой на сами идеалы, заложенные в основу ООН. Никакие слова не могут быть поводом для убийства невинных людей и никакие видеоролики не могут оправдать нападения на посольства", – сказал президент Обама. Он также подчеркнул: "сегодня мы должны со всей ясностью заявить, что насилию и нетерпимости не может быть места среди объединенных наций. Сегодня мы должны подтвердить, что наше будущее будет определяться такими людьми, как Крис Стивенс, а не его убийцами".
По словам президента, экстремисты не созидают, они только разрушают.
Обама еще раз подчеркнул, что правительство США не имеет никакого отношения к фильму, который стал поводом для насилия на Ближнем Востоке. При этом он подверг содержание фильма критике, сказав, что оно противоворечит принципами, которых придерживаются США.

Говоря об иранской ядерной программе, президент Обама сказал, что Соединенные Штаты стремятся решить этот вопрос дипломатическим путем и считают, что время для этого еще есть. "Но это время для этого не являестя неограниченым", предупредил президент Обама.
Соединенные Штаты, сказал он, сделают все необходимое для того, чтобы Иран не получил ядерное оружие, поскольку не приходится сомневаться, что вооруженный ядерной бомбой Иран - это угроза, с которой нельзя справиться политикой сдерживания. "Ядерный Иран будет угрожать существованию Израиля, безопасности стран Персидского залива и стабильности мировой экономики", - сказал президент Обама.

Вот как в интервью Радио Свобода оценивает выступление президента Обамы американский политолог, сотрудник Вашингтонского института Катона Тед Карпентер:

- Мне эта речь не показалась особенно впечатляющей. Но отдам должное президенту: он все же обратился к важной сегодня проблеме раздражения мусульманского мира по отношению к Западу и призвал мусульман к большей терпимости. При этом Обама отстаивал американские стандарты свободы слова, что, на мой взгляд, было совершенно уместно. С другой стороны, как мне кажется, Обама не совсем осознает, в чем корни гнева мусульман. Один из корней – в давней поддержке Соединенными Штатами коррумпированных репрессивных режимов, как режим Хосни Мубарака в Египте. Видимо, для президента Обамы, как и в свое время для его предшественника Джорджа Буша, продолжает оставаться сюрпризом то, что демократизация Ближнего Востока даст выход этому гневу, и этот гнев будет окрашен в антиамериканские тона. Белый Дом, судя по всему, был не готов к тому, что демократизация Ближнего Востока поначалу повлечет приход к власти правительств, более критически, а то и неприязненно относящихся к США.

- В чем, на ваш взгляд, самые примечательные моменты речи Обамы?

- Я считаю, что лучшее в ней – это отстаивание президентом принципов толерантности и свободы самовыражения как универсальной ценности. Обама дал понять, что если мусульманские страны действительно желают бросить вызов терроризму – они должны принять эти ценности. Самым разочаровывающим пунктом речи стал банально конфронтационный тон Обамы в отношении иранской ядерной программы, отказ от сдерживания как от политического варианта решения проблемы.

- Президент Обама заметное внимание уделил в своей речи недавней гибели посла в Ливии Криса Стивенса.

- Это тот вопрос, в котором Обама пытается продемонстрировать свою взвешенность. Он подчеркивает, что убийство посла было террористическим актом, и что США не успокоятся, пока виновные не понесут наказание. К сожалению, консервативные политики эту позицию президента считают недостаточно твердой. Не знаю, что Обама мог бы еще предпринять, чтобы убедить их.

- Как вы считаете, насколько эта речь была рассчитана на американскую аудиторию?

- Внутриполитический расчет, разумеется, всегда имеет место в таких речах, особенно за шесть недель до президентских выборов. И в своем выступлении Обама, несомненно, рассчитывал представить себя как сильного лидера, который, вместе с тем, благоразумно действует на международной арене. Вероятно, у Обамы есть основания полагать, что большинство американцев доверяют скорее такому подходу, а не рассуждениям с позиции силы, которыми отличается Митт Ромни.

Комментаторы особо выделяют тот факт, что президент Обама в своей речи перед Генеральной ассамблеей вообще не упомянул о миссии специального посланники ООН Лахдара Брахими в Сирии. Делается вывод, что до ноябрьских выборов никаких решительных шагов в отношении Сирии Белый дом предпринимать не будет. По крайней мере, на дипломатическом фронте.

- Президент Обама в своем выступлении не огласил новых инициатив, а лишь повторил основные положения сирийской политики его администрации, - говорит сотрудник вашингтонского Института Ближневосточной политики Дэвид Поллок, – а именно: нормализация не наступит в Сирии, пока у власти остается диктатор, повинный в гибели тысяч людей. У суннитов, алавитов, христиан и курдов должна быть возможность жить в мире и согласии; Соединенные Штаты будут применять санкции к тем, кто противится этому, и наоборот, поддерживать тех, кто к этому стремится. В речи Обамы я увидел, пожалуй, лишь один новый нюанс: официальное признание президентом того факта, что Тегеран очень многое делает для спасения режима в Дамаске, - сказал Поллок.

По мнению Дэвида Поллока и других аналитиков, Обама также попытался в своей речи парировать упреки республиканцев в том, что его сирийская политика не приносит результатов. Так, президент, опираясь на примеры «незавершенных революций» в Египте, Ливии, Тунисе и Йемене, провел мысль, что урегулирование гражданских конфликтов в странах Ближнего Востока неизбежно требует много времени, как бы активно мировое сообщество ни пыталось ускорить этот процесс.

Но на этом же заседании Генеральной ассамблеи стало ясно, что это далеко не единственная точка зрения. Некоторые страны требуют более решительных действий. В частности, эмир Катара заявил, что, поскольку Совет Безопасности парализован, арабским государствам следует из соображений гуманности и военно-политических обязательств своими собственными силами положить конец кровопролитию в Сирии. Таких заявлений ни один глава государства прежде публично не делал. И ни один глава государства пока открыто призыва катарского эмира не поддержал.

В среду, 26 сентября на Генеральной ассамблее будет выступать президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Его речи в ООН часто содержат воинствущие заявления, и, судя по тому, что иранский президент уже заявил в Нью-Йорке, можно ожидать чего-то подобного и на сей раз. По прибытии в США, он сказал, например, что Израилю нет места на Ближнем Востоке.

Обозреватели отмечают, что вряд ли можно считать простым совпадением тот факт, что накануне начала работы Генеральной ассамблеи Иран сообщил об успешных испытаниях новой системы противоракетной обороны в Персидском заливе. Эти испытания были проведены в относительной близости к тем районам Персидского залива, где проходят маневры ВМС США и их союзников.
XS
SM
MD
LG