Ссылки для упрощенного доступа

Результаты местных выборов в Боснии: опять национализм


После выборов в местные органы власти
После выборов в местные органы власти
7 октября в Боснии и Герцеговине прошли выборы в местные органы власти – в пятый раз после окончания войны.

Считается, что избиратели в Боснии не видят особой разницы между парламентскими и муниципальными выборами, и поэтому результаты выборов в местные органы власти проявляют актуальные тенденции в политике страны. Кстати, как ни странно, в ходе предвыборной кампании меньше говорилось о том, как починить дороги, как отремонтировать школы, как помочь развитию малых предприятий, как спасти обедневших одиноких стариков в деревнях, чем о крупных вопросах национального значения, о большой политике, об этнических проблемах – снова о том, кто кого в Боснии ущемляет. И это - в ситуации глубокого экономического кризиса, крайней бедности населения и безработицы, превышающей 40%.

В результате очевидного недовольства граждан, на выборах в местные органы власти избиратели проголосовали иначе, чем на парламентских выборах два года назад. Победителями на этот раз стали три национальные партии каждой из трех этнических групп – в Республике Сербской - Сербская демократическая партия, в другой части страны, в Федерации Боснии и Герцеговины, среди хорватов - Хорватское демократическое содружество, а среди мусульманского населения – Партия демократических действий.

Итоги боснийских выборов я попросила прокомментировать политического аналитика из города Баня Лука в Республике Сербской Таню Топич. «В Боснии и Герцеговине снова набирают силу националистически ориентированные партии» – это почти единое мнение в публикациях иностранной прессы. А как считаете вы?

- На самом деле, мне трудно сказать, изменилось ли что-то. Это государство функционирует по национальной матрице. Большинство голосов, действительно, набрали национально ориентированные партии трех народов, что многим напомнило 90-е годы – как будто мы вернулись в прошлое. Однако, партии левого толка тоже сделали поворот к национализму. Поэтому можно по существу ставить вопрос: кого в Боснии и Герцеговине нужно причислять к национальным партиям? Ведь даже социал-демократические партии у нас начали защищать «национальные интересы» этнической группы, из которой происходят. Наше общество глубоко разделено по этническим границам. И внутри этих глубоко разделенных этнических общин мало людей, которые определяют себя как просто граждане – они у нас порой даже считаются неполноценными людьми. Такая национальная матрица в Боснии и Герцеговине существует по сей день и определяет как нашу ежедневную жизнь, так и политику.

- В урнах для голосования было найдено более 5% недействительных бюллетеней. Большинство из них были нарочно испорчены – с разными надписями и лозунгами. Был, как сообщается, даже один избирательный участок, в котором была испорчена половина бюллетеней. Это толкуется как сигнал резкого недовольства избирателей всеми политическими партиями. Характерным примером такого возрастающего недоверия граждан могло бы быть отношение к правящему в сербской части Боснии Союзу независимых социал-демократов во главе с авторитарным, далеким от принципов социал-демократии лидером, президентом Республики Сербской Милорадом Додиком. Сербы называют Додика маленьким царьком. Он, с короткими перерывами, правит уже 14 лет – в канцелярии с позолоченной мебелью. Можно ли считать, что власть сербских социал-демократов шатается? Их поражение боснийская пресса называет политическим землетрясением.

- Во всяком случае, это серьезный удар для них. Кажется, что сама партия таких потерь не ожидала. Союз независимых социал-демократов рассчитывал на 45 руководящих позиций в органах местной власти в Республике Сербской (из 65), а получил лишь 18. Теперь будущее этой партии зависит от многих факторов. Из слов их лидера Милорада Додика можно понять, что им предстоит чистка и проветривание в собственных рядах, удаление из партии тех людей, которых считают вредными, – это незаконно разбогатевшие по партийной линии, отчужденные от народа функционеры. Однако перспективы этой правящей в Республики Сербской партии зависят также от экономической ситуации – если поправится социально-экономический климат, шансы у нее еще появятся.

- В ходе предвыборной кампании Милорад Додик назвал Боснию и Герцеговину «сгнившим государством», образованием, которое разваливается. Страна действительно разваливается?

- Я так не считаю. Босния и Герцеговина действительно является нефункциональным государством, у нее очень много проблем, но это также факт, что политические элиты, политические структуры, руководящие этой страной, не предпринимают абсолютно ничего, чтобы она продвинулась вперед. Мне кажется, что Босния сейчас переживает этап стагнации. У нас постоянно так: то стагнация, то небольшой прогресс, то снова пару шагов назад. Кажется, что и Додик отдает себя отчет в том, что есть много причин, из-за которых никто не позволит, чтобы Босния и Герцеговина распалась. С другой стороны, такого рода заявления из его уст выглядят лицемерно. Ведь его люди, его партия участвуют на всех уровнях власти в Боснии и Герцеговине. В каком тогда направлении действуют эти люди, которые участвуют в работе даже Совета министров и всех остальных политических институтов на уровне государства?

- Пару лет назад, когда лидер боснийских сербов Милорад Додик начал говорить о необходимости проведения референдума об отделении Республики Сербской от Боснии и Герцеговины, многие это посчитали пустой популистской фразой, чтобы набрать политические очки.

- По-моему, это больше не фраза. Было время, когда она казалась фразой, но теперь уже все похоже на преемственность определенной политики, на хорошо продуманный план. Может быть, за этим скрываются расчеты Милорада Додика на то, что международное сообщество в один прекрасный день просто устанет от нефункциональной Боснии и Герцеговины, от того, что в этой стране ничего не движется, и даст благословение независимости Республики Сербской. Кажется также, что этот план Додика внутри Республики Сербской способствовал возникновению чувств неприязни к Боснии и Герцеговине. Люди, питаясь этой риторикой, удалились от Боснии и Герцеговины, которая у нас, у большинства людей, уже воспринимается как какая-то заграница. Это - последствия широко разрекламированной политической позиции и поведения властей в Республике Сербской.

- Милорад Додик годами постоянно вмешивался во внутреннюю политику Сербии, но в Белграде на это не обращали внимания. Наоборот. Додик чаще находился в Белграде, чем в Баня Луке. У него в столице Сербии есть шикарный собственный особняк. Он постоянно находился рядом с бывшим президентом Сербии Борисом Тадичем. Но Тадич в начале лета проиграл выборы, и Додик остался без своего главного покровителя. Замечается ли у вас в Баня Луке похолодание отношений между нынешним руководством Сербии и Республики Сербской?

- Кажется, что в данный момент всем, кто следит за этими отношениями, бросается в глаза отсутствие той сердечной ноты, тех близко дружеских отношений в контактах Баня Луки с новым руководством Сербии. Эти отношения между Милорадом Додиком и Борисом Тадичем были особенно близкими, личными, а теперь ничего подобного не замечается. С другой стороны, кажется, что общественность Республики Сербской Борис Тадич никогда особо не воодушевлял. Большинству у нас по вкусу структура новых властей Сербии. Кстати, нынешние власти Сербии предпочитают совсем других друзей в Республике Сербской – им в друзья подходит Сербская демократическая партия, а никак не партия Додика.
XS
SM
MD
LG