Ссылки для упрощенного доступа

Байден и Райан как гладиаторы


Если верить обозревателям из республиканского и демократичесого лагерей, то победа на дебатах кандидатов в вице-президенты – однозначная, а в худшем случае, идейная или моральная – досталась их кандидату. Если судить по
реакции миллионов в Интернете, победителем в дебатах оказалось языкознание.

Экзотическое слово, использованное вице-президентом Джо Байденом в полемике со своим оппонентом Полом Райаном, на следующий день превратилось в самый популярный объект поиска в Интернете. Слово «malarkey» (произносимое как «маларки») прозвучало в ответ на критическую реплику Райана, заверявшего американцев, что он и Митт Ромни. в отличие от президента Обамы, не станут извиняться перед мусульманским миром за защиту американских идеалов. «При всем уважении, все это букет благоглупостей (malarkey)», – подняв палец к небу, осек оппонента вице-президент.

Лингвисты принялись объяснять, что немолодой политик с ирландскими корнями имел в виду глубинное значение слова, известное людям старшего поколения из семей выходцев с британских островов. Кода-то это слово означало извилистую дорогу. То есть, вице-президент указывал пожилым людям на понятном им языке на метания республиканцев от одной позиции к другой. Имел ли Байден в виду именно это - неизвестно, как непонятно и то, сработает ли отмеченный многими комментаторами дидактически-ироничный тон, взятый семидесятилетним вице-президентом в дебатах с сорокадвухлетним конгрессменом. Телекомпания CNN не удержалась от соблазна и смонтировала клип, состоящий из нескольких десятков вариантов словосочетания «мой дорогой друг», использованных Байденом во время дебатов. Видеоролик демонстрирует беспредельность красок в саркастической палитре профессионального политика.

Впрочем, тот факт, что внимание зрителей увлекли, казалось бы, второстепенные детали полемического сражения, скорее всего, не случаен. Он вписывается в давнее отношение к фигуре вице-президента как к одному из наименее значимых персонажей на вашингтонской политической площадке. Политический фольклор полон шуток и анекдотов, выставляющих формально второе лицо в государстве в комическом свете. Наиболее памятные цитаты принадлежат самим вице-президентам. «Жили-были два брата. Один сбежал за моря, другой был избран вице-президентом. Ни об одном с тех пор не слышно», - иронизировал Томас Маршалл, служивщий вице-президентом Вудро Вильсона. «Вице-президент – запасное колесо правительственной машины», - сетовал тосковавший по делу Джон Гарнер, вице-президент в администрации Франклина Рузвельта. Дэн Куэйл, вице-президент у Джорджа Буща-старшего, превратил себя в посмешише, когда во время игры в правописание на открытом уроке в средней школе добавил ненужную гласную в окончании слова «картофель», поправляя, как ему казалось, ошибку двенадцатилетнего ученика.

Несколько реплик из последних вице-президентских дебатов смогут претендовать на место в списке незабываемых цитат. «Я думаю, вице-президенту хорошо известно, что слова не всегда выходят из его уст в том, виде, каком бы ему хотелось», - резюмировал Пол Райан одну из затянувшихся реплик Джо Байдена. «Зато я всегда говорю честно», - парировал вице-президент. Критикуя Ромни за частую, по его мнению, смену точек зрения по разным вопросам Байден привел в пример отношение кандидата в президенты к иранской ядерной программе: «Война должна быть исключительной мерой. Поэтому мы хотим углублять санкции, которые подрывают иранскую экономику, санкции, которые поддерживает премьер-министр Израиля Нетанияху, и, если я не ошибаюсь, поддерживает Ромни? Впрочем, я могу ошибаться, он так часто меняет свои мнения...» Развивая свою идею, вице-президент потерял нить разговора, и когда ведущая попросила его пояснить, что он имел в виду, Байден повторил нечто невнятное, на что Пол Райан под хохот аудитории разъянил: «Это сказано по-ирландски».

Что же может оказаться в сухом остатке этих дебатов? Расширение словарного запаса среднего американца, обогащение политического фольклора или нечто более весомое, соответствующее возрастающему значению и влиянию вице-президента в американской системе государственного управления?
Не исключено, что реальная аудитория этих дебатов состояла лишь из двух людей – кандидатов в президенты. Они получили возможность увидеть, по сути, генеральную репетицию своих собственных дебатов, нечто вроде боя гладиаторов, представляюших их идеи. И, как предупреждают политологи, в схватке идей республиканский кандидат в лучшем случае свел полемику к ничьей, не сумев нейтрализовать жестко атакующего демократа.

У Барака Обамы появился повод стряхнуть с себя тревоги последних дней, вызванные неудачей на первых дебатах и последовавшим падением рейтингов. Теперь Обама может взять на вооружение во вторник, на следующих дебатах, атакующий стиль своего вице-президента, не боясь сюрпризов со стороны Ромни. Но что, если у Ромни остались в запасе неприятные для президента сюрпризы?

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG