Ссылки для упрощенного доступа

Настоящий Монте-Кристо


Том Рэйсс. «Чёрный граф. Слава, революция, предательство, и настоящий граф Монте-Кристо».
Том Рэйсс. «Чёрный граф. Слава, революция, предательство, и настоящий граф Монте-Кристо».

Александр Генис: Как это всегда бывает в предвыборные недели, заполненные чреватым стрессом ожиданий, читатели ищут убежища от актуальной политики в экзотики. И тут им трудно посоветовать что-нибудь более увлекательное, чем биографию Дюма, породившего того писателя, что дал нам книгу «Граф Монте-Кристо», сделав отца прообразом ее главного героя.
У микрофона – Марина Ефимова.

Tom Reiss. «The Black Count. Glory, Revolution, Betrayal, and the Real Count of Monte Cristo»
Том Рэйсс. «Чёрный граф. Слава, революция, предательство, и настоящий граф Монте-Кристо».

Марина Ефимова: Книга Рэйсса «Черный граф» - биография генерала Тома Александра Дюма - отца и деда двух знаменитых французских писателей. Автором первого жизнеописания доблестного генерала был замечательный французский биограф Андре Моруа, выпустивший в 1957 году тройную биографию деда, отца и сына, которую назвал «Три Дюма». Такая семейная биография не удивительна, так как один из главных шедевров писателя Александра Дюма-отца - «Граф Монте-Кристо» - базируется на приключениях и злоключениях генерала Дюма. В 1997 году профессор Йон Галлагер написал работу «Генерал Александр Дюма – солдат французской революции». Она прошла малозамеченной. И вот теперь – новая биография, приуроченная к 250-летию со дня рождения старшего Дюма.
Он родился в 1762 году во французской колонии Санта-Доминго (нынешний Гаити), у матери – рабыни Марии-Сессеты Дюма и отца – маркиза Дави де ля Пайетри. После смерти матери отец увез 14-летнего сына во Францию. Мальчик был смуглым красавцем с заметно негритянскими чертами лица. Рэйсс таким рисует его в юности:

Диктор: «У него была фигура греческого бога, а в седле он выглядел, как кентавр. Он не знал страха и был от природы человеком такой физической силы, что его сравнивали с Гераклом, хотя его руки были столь же изящными, как руки молодых дам, с которыми он гулял по городу. И по натуре, и по воспитанию Тома Александр был одним из самых рыцарственных и благородных людей своего времени».

Том Рэйсс. «Чёрный граф. Слава, революция, предательство, и настоящий граф Монте-Кристо».
Том Рэйсс. «Чёрный граф. Слава, революция, предательство, и настоящий граф Монте-Кристо».
Марина Ефимова: Рецензенты книги «Черный граф» подтрунивают над явной влюбленностью биографа в своего персонажа - при всех архивных раскопках, проведенных Рэйссом, главным источником информации о генерале до сих пор остаются романтизированные воспоминания его сына – писателя Александра Дюма, которому было 4 года, когда генерал умер. Правда, и судя по отзывам многих других современников, генерал заслуживает восхищения.
Однако у американских рецензентов особое восхищение вызывает деталь биографии генерала Дюма, имеющая отношение не к нему, а к предреволюционной Франции времен его юности. Рецензент Лео Дэмрош пишет в «Нью-Йорк Таймс»:

Диктор: «Невероятно, но в конце 18 века Французская империя гарантировала людям смешанной расы не только защиту закона, но и возможность получать первоклассное образование и офицерские чины в армии. Общество смотрело на полукровок, как на красивую экзотику, и Тома Александр, еще будучи рядовым французской армии, обручился с Мари Луизой Лабурье - дочерью парижского домовладельца. Родители Мари охотно согласились на брак, но просили жениха дождаться его первого офицерского чина».

Марина Ефимова: Долго ждать не пришлось – грянула революция и перенесла нетерпеливого жениха сразу через несколько чинов: в феврале 1792-го он был капралом, а уже в июле 93-го – бригадным генералом революционной французской армии. Не исключено, что унаследуй он имя и титул отца, он погиб бы под ножом гильотины. Но он еще в юности поссорился с отцом, не желавшим оплачивать его парижскую жизнь, и демонстративно взял фамилию матери-рабыни. Теперь, в чине генерала, он отправляется в Альпы – отбивать атаки австрийской императорской армии и порождать легенды. Одна из них гласит:

Диктор: «В полку он прославился своими геркулесовыми подвигами. Никто не мог, как он, ухватившись за балку конюшни, зажать лошадь в шенкелях и подтянуться вместе с ней; никто, кроме него, не мог, засунув по пальцу в четыре ружейных дула, нести их на вытянутой руке. Этот атлет читал Цезаря и Плутарха, но он завербовался под простонародной фамилией, и потребовалась революция, чтобы его произвели в офицеры».

Марина Ефимова: Но пути революций неисповедимы, и после тяжелых сражений на обледенелых альпийских перевалах, генерал был отозван в Париж, чтобы предстать перед «Комитетом Общественного спасения» во главе с Робеспьером. Его, храброго офицера, обвиняли в пораженческих настроениях и нерешительности, однако пока он ждал своей участи, подоспело «9-е термидора» – антиякобинский переворот. Робеспьер сам попадает под нож гильотины, а генерала Дюма Директория отправляет в Италию учреждать республику и драться с австрийцами. Один из очевидцев писал:

Диктор: «Однажды я видел, как он защищал узкий мост в горах: он поднимал и опускал саблю с равномерностью молотильщика на току, и с каждым его взмахом один австриец падал. Они прозвали его Черным дьяволом».

Марина Ефимова: Дюма был уже опытным военачальником, когда генерал Наполеон, на семь лет его младше, вышел в главные республиканские полководцы. Рэйсс пишет:

Диктор: «Военная одаренность Дюма была очевидна, и Наполеон использовал генерала, но был ревнив и подозрителен. Не помогало и то, что нос молодого полководца едва доставал до могучей груди генерала Дюма».

Марина Ефимова: В 1789 году Наполеон начинает рискованную кампанию в Африке. Дюма – командующий кавалерийскими частями - на несколько лет застревает в Египте. Он пишет жене длинные письма, которые кончает так: «Я был, есть и всегда буду твоим лучшим другом». Завоевательные походы Наполеона вовлекают в войну Англию, и в 1798 г адмирал Нельсон разбивает французский флот в «битве у Нила». И Наполеон впервые делает тот отчаянный шаг, который повторит через 14 лет в России: он бросает армию (в самом бедственном положении) и возвращается в Париж, чтобы не упустить свой шанс в политической борьбе.
На этом кончается блестящая карьера генерала Дюма. Всё, что происходит дальше – лишь сюжет для его сына.

Диктор: «Генерал Дюма фрахтует судно, но такое дырявое, что его удается удержать на плаву только после того, как за борт выбрасываются 2 тонны кофе, которые Дюма надеялся продать в Европе. Беглецы с трудом добираются до южного побережья Италии, где они рассчитывают на дружелюбный прием Республики. Однако пока они воевали в Египте, власть в этой части Италии захватили неаполитанские монархисты. Дюма арестован и заточен в крепость».

Марина Ефимова: Два года провел генерал Дюма в крепости. Все его попытки связаться с французским правительством и лично с Наполеоном, который стал первым консулом, были безрезультатными. Он начал болеть и понял, что тюремный врач подсыпает ему в лекарства отраву (как позже выяснилось - мышьяк). Спасла его жена. Мари-Луиза не давала покоя военным чиновникам, пока не добилась приема у высокопоставленных доброжелателей. Генерала Дюма нашли и выкупили. В отличие от Эдмона Дантеса, тюрьма его сломала. Он умер в 43 года от рака. Но за пять последних лет жизни генерал Дюма успел сделать еще две важные вещи: описать (с горечью и обидой) свои злоключения и родить сына Александра – будущего писателя, который взял из отцовских записей «сцены низкой жизни» и, по рецепту Гоголя, «возвел их в перл создания» - в роман «Граф Монте-Кристо».

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG