Ссылки для упрощенного доступа

Востоковед Eлена Супонина: «Палестинская проблема «вышла из тени» арабской весны»


Ликвидация главы военного крыла движения ХАМАС Ахмеда Джабари, приведшая к сильному обострению напряженности в районе сектора Газа и на Ближнем Востоке в целом, не изменит тактику и стратегию сторон конфликта, считают эксперты. О возможном развитии событий в палестинско-израильских отношениях и перспективах обсуждения в ООН вопроса о приеме в ряды всемирной организации Палестинской автономии размышляет московский востоковед Елена Супонина
.
- На Ближнем Востоке заранее не угадаешь, во что выльются те или иные боевые действия: могут - в серьезный конфликт наподобие того, что было четыре года назад (я имею в виду израильскую операцию "Литой свинец" в секторе Газа), но могут ограничиться и «точечными ликвидациями».

- В конце ноября ожидается обсуждение вопроса о вступлении в ООН Палестинской автономии, и сейчас вокруг этого много политических дискуссий. На ваш взгляд, что может измениться в этих дискуссиях в связи с очередным обострением израильско-палестинских отношений?

- Эти две темы связаны между собой. Израильтянам очень невыгодно сейчас обсуждение в ООН вопроса о принятии Палестины в эту организацию в качестве еще одного, 194-го члена, и возможно, и Израиля есть такая цель - отвлечь внимание мировой общественности от вопроса о членстве в ООН всплеском напряженности в сектора Газа. Потому что рост нестабильности может поставить вопрос: а кого принимать в ООН? Идут боевые действия, Палестинская автономия расколота, часть ее - сектор Газа - не подчиняется палестинской национальной администрации во главе с Махмудом Аббасом… В то же время большинство членов Генеральной Ассамблеи ООН настроены на принятие Палестины в ряды всемирной организации. Кроме того, палестинцы сами пошли на некоторые уступки: если раньше они требовали полноправного членства в ООН, то теперь согласны на несколько необычный статус - не члена, но участника. Такой статус имеет Ватикан, этот статус позволяет приблизиться к заветному членству в ООН, дает право на участие в различных мероприятиях, и, что главное, на получение дополнительной финансовой помощи, связанной с этими мероприятиями.

- Обе палестинских территории выступают в этом вопросе «единым фронтом»? Когда мы говорим «Палестинская автономия о ООН», мы имеем в виду - несмотря на тот раскол, о котором вы говорите - обе несвязанные между собой части палестинских земель?

- Сектор Газа и западный берег Иордана не связаны между собой напрямую, это разорванные лоскутки палестинских территорий, которые блокируются контрольно-пропускными пунктами израильтян. Но контакты между населением поддерживаются, и организация ХАМАС, которая стоит у власти в секторе Газа, конечно же, имеет свои структуры и на западном берегу реки Иордан, и наоборот - организация "Фатх", лидером которой является председатель Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас, имеет своих людей в секторе Газа. Нужно иметь в виду и характер военного конфликта: нет никакой линии фронта, когда израильтяне наносят удары или совершают точечные ликвидации, это, как правило, разовые акции. То, что случилось сейчас - не первая операция такого рода. Например, в 2004 году был таким образом ликвидирован Ахмед Ясин, духовный лидер ХАМАС, исламского движения сопротивления. И позже такого рода операции продолжались. Вопрос в том, решится ли израильская армия на ввод войск в сектор Газа.

- Насколько влиятельной фигурой в руководстве ХАМАС был Ахмед Джебари? Его кончина как-то повлияет на расстановку сил в палестинском руководстве?

- Этот человек возглавлял военное крыло организации ХАМАС в секторе Газа. Для военных структур ХАМАС его фигура была важной, влиятельной, свою карьеру он начинал давно, хотя это довольно молодой человек по сравнению с теми, кто обычно входит в руководство ХАМАС. Джефари - далеко не первый погибший лидер военной структуры ХАМАС. Влиятельной фигурой я бы его не называла, скорее, это «технический» персонаж. Но всякий раз такого рода убийства вызывают гнев палестинцев, и я не исключаю, что они попытаются отомстить. Другое дело, что израильтяне лучше готовы к отражению атак палестинцев военно-технически. Есть и "Железный купол" - система ПВО, которая защищает израильские населенные пункты от доморощенных палестинских ракет, и стена выстроена, которая мешает проникновению экстремистов на израильскую территорию. Последние годы показали, что израильтяне в обеспечении своей безопасности достигли больших успехов.

- Сейчас мы сталкиваемся сразу с двумя открытыми военными конфликтами на Ближнем Востоке, ведь продолжаются вооруженные столкновения в Сирии. Известно, что ХАМАС поддерживается сирийскими властями. В связи с развитием событий в Сирии последних месяцев, ослабились ли сирийско-хамасовские связи? Можно ли сказать, что это движение утратило поддержку Сирии?

- Лидеры ХАМАС быстро поняли, как развиваются события в Сирии. Еще год назад они сделали ставку на диверсификацию своих внешних связей. Штаб-квартира ХАМАС, которая была прежде в Дамаске, перенесена в Катар. Были переключены и перенаправлены финансовые потоки, теперь организации ХАМАС помогает не столько Сирия, сколько некоторые арабские страны, в первую очередь монархии Персидского залива, сохранились связи с Ираном. Я две эти темы - сотрудничество с ХАМАС и обострение военной активности - напрямую не увязывала бы. Другое дело, что ликвидация лидера военного крыла ХАМАС показала: палестинская проблема, которая в последний год, казалось, отошла на второй план, снова заявила о себе. «Арабская весна» немного «увела» палестинскую проблему в в тень, и на фоне всех остальных перипетий - сирийского конфликта, его отголосков в Ливане, продолжающейся нестабильности в Ираке, неизвестности политического будущего Египта, угрозы ударов по Ирану - все вырисовывается в чуть ли не апокалиптическую картину. Конечно же, конца света на Ближнем Востоке мы не увидим, но обстановка в области безопасности будет и дальше ухудшаться.
XS
SM
MD
LG