Ссылки для упрощенного доступа

Жены великих джазменов


ДС: Где бы вы ни были: в Саратове или Пензе, Питере или Томске, ближнем или же дальнем зарубежье, добро пожаловать в клуб «Времени Джаза» и на наш сайт svoboda.org. «Время джаза» - это история американской музыкальной культуры: от рэгтайма, блюза, страйда, свинга, бопа, хард-и-нео бопа до авангарда, фьюжн и фольклорного джаза. У микрофона в Париже автор и ведущий еженедельного джаз-шоу - Дмитрий Савицкий.
Факт почти неизвестный: жены великих джазменов влияли на их творческое развитие. Самый яркий пример – Лил Хардин, пианистка, вторая жена Луи Армстронга, ради которой он оставил милейшую креолку Дэйзи Паркер из родного Нового Орлеана, которая профессионально зарабатывала на жизнь чарами любви. Именно Лил Хардин настояла на том, чтобы Сатчмо начал самостоятельную карьеру. Откуда и Hot Five, и Hot Seven.
Жена пианиста Тедди Уилсона, который, кстати, входил в состав оркестра Армстронга в 1933 году, Айрэн, пианистка и композитор, автор знаменитого стандарта «Some Other Spring», радикально повлияла на стиль игры мужа. А теперь откроем джазовый календарь:
Тедди, Теодор Уилсон родился в Остине, штат Техас, 24 ноября 1912 года…

Teddy Wilson - Sweet Georgia Brown – 2:45 (Teddy Wilson - I Got Rhythm – Verve)

ДС: - «Sweet Georgia Brown», «Милейшая Джорджия Браун» - зазноба многих джазменов, героиня популярнейшего стандарта Бена Берни и Масио Пинкарда, Джорджия была увековечена в музыке в далеком 1925 году. Впервые стандарт был записан 19 марта того же года оркестром Бена Берни, что привело к пятинедельному лидерству пьески по всем городам и весям США.
Состав: Тедди Уилсон – рояль; Джин Рейми – контрабас и Джо Джоунс – ударные. «Verve», 1956 год.
Мне повезло услышать Тедди Уилсона на стадионе ЦСКА в Москве в мае 62 года в малом составе оркестра Бенни Гудмэна и увидеть там же игру баскетболистов Harlem Globetrotters, которые превратили «Милашку Джорджию» в свой гимн. Из спортивной раздевалки они выбегали под свет софитов всегда под музыку «Sweet Georgia Brown».

Teddy Wilson - Blue Turning Grey Over You – 4:15 (Teddy Wilson – Solo – Jazz Colors)

ДС: «Blue Turning Grey Over You» - пьеска Фатса Уоллера. Вышедший в Германии диск-компиляция «Тедди Уилсон играет соло Коула Портера и Фатса Уоллера». Отмечу, что на развитие пианистического таланта Тедди Уилсона в большей степени, чем его жена Айрэн, повлияли пианисты Ёрл Хайнз и Фатс Уоллер.

Lester Young & Teddy Wilson Quartet - Love Me or Leave Me – 6:47 (Lester Young & Teddy Wilson Quartet - Pres and Teddy – Verve)

ДС: - «Love Me or Leave Me», «Люби меня или оставь меня» Уолтера Доналдсона и Гаса Кана. Лестер Янг – тенор-саксофон; Тедди Уилсон – рояль; Джин Рейми – контрабас и Джо Джоунс – ударные. «Verve», январь 56 год, Нью-Йорк.
Тедди Уилсон не блистал в больших составах (как у Бенни Картера), но был обласкан малыми, особенно в параллельном оркестру Трио Бенни Гудмэна. И все же наиболее ярко он открывался в сольных выступлениях и записях, а так же аккомпанируя певицами (Элла, Билли, Сара) и лучшим солистами эпохи.


ДС: - Если вы впервые скачали подкаст «Времени Джаза» или же попали на прямой, LIVE, эфир с нашего сайта svoboda.org, позволю себе напомнить: «Время Джаза» - это история уникальной американской музыки, родившейся на хлопковых полях юга, в борделях Нового Орлеана , в ханки-тонк Сент-Луиса… Это музыка, жившая в полуразбитых гастрольных автобусах на дорогах между Чикаго и Канзас-Сити. Это Гарлем во всей мощи его талантов и в фейерверке преступлений, это 52-я бессонная улица Нью-Йорка – улица Джаза. И это герои джаза, чьи имена канули в вечность, не оцарапав нашу память или уцелели, одарив нас выше головы. «Время Джаза» - это разговор о том, что никогда не исчезнет и это музыка, которая пустила корни на всех континентах, несся с собой свободу самовыражения и отказ мутировать на благо тех, для кого культура лишь способ набивать карманы.
Большинство из вас знает мой голос, но напомню всё же: это ваш ДС из городка на Сене, человек, писавший стихи и книги, статьи в парижской прессе, вещавший на Би-Би-Си и RFI и, неожиданно (и для меня самого), ставший историком джаза.

Teddy Wilson - Earl Hines - Rosetta – 2:43 (Teddy Wilson - And Then They Wrote... & Mr. Wilson And Mr. Gershwin - CBS)

ДС: - «Rosetta», композиция Ёрла Хайза. Тедди Уилсон – рояль; Арвелл Шо – контрабас и Берт Далендер – ударные. «Коламбия» 59 год.
Тедди Уилсону для того, чтобы освободиться от плодотворного груза влияний, в первую очередь пианистов стиля страйд (Ёрла Хайнза), нужно было,
сохранив технику игры левой руки, убрать акцентирование, зато дать свободу правой руке в ее неограниченных пробежках, замысловатых узорах и точной артикуляции. Он перешел от схожих с игрой трубачей октав Хайнза к откровенной доминации мелодических линий. Появление микрофона позволило ему играть более деликатно, не выбивая роялю зубы и не растворяясь за стеною звучания остальных музыкантов комбо…

Teddy Wilson - As Time Goes By - 3:11 (Teddy Wilson - I Got Rhythm - Verve)

ДС: «As Time Goes By» - «Ты должен помнить, что поцелуй остается поцелуем, а вздох – вздохом. И пока время течет мимо, эти правила не меняются…»
Все, кому довелось увидеть гениальный фильм 42 Майка Кёртиса «Касабланка» с Хэмфри Богартом и Ингрид Бергман, помнят эту песню, которую по просьбе Ингрид Бергман исполняет пианист и певец Дули Уилсон. Песню эту написал Хэрмэн Хапфелд в 31 году, но прославил песню именно фильм «Каза (дом) Бланка (Белый)). В данном случаем Тедди Уилсон – рояль, играл со своим классическим трио: Джином Рейми – контрабас и Джо Джоунсом – ударные. «Verve», всё тот же плодотворный 56 год.
Тедди был одним из самых любимых аккомпаниаторов Билли Холидей. Вот ее версия «Времени, которое проходит мимо»:

Billie Holiday - As Time Goes By – 3:14 (Billie Holiday - The Complete Commodore Recordings)

ДС: - «As Time Goes By» - Билли Холидей и секстет пианиста Эдди Хейвуда. 39 год.

Лунный свет и песни о любви
Никогда не выйдут из моды.
А сердца вечно будут полны
Страсти, ревности и ненависти.
Женщине нужен её мужчина,
А мужчине – подруга.
Это было бы глупо отрицать…

И всё это всё та же старая история
Борьбы за любовь и славу,
И выбор здесь все тот же: умереть или победить.
Мир всегда будет аплодировать влюбленным,
А время идти мимо….

ДС: - Что ж, на этом и оставим сегодня Тедди Уилсона, его любимых солисток и его друзей-музыкантов.


ДС: - Был ли Дональд Вишенка действительно тем, что французы называют la cerise sur le gâteau? То есть венчающей всё добавкой к уже существующему совершенству гигантского торта? Или же он был той самой вишней, от которой сводит челюсти?
У микрофона «Свободы» в Лютеции ваш ДС и «Время Джаза». Вы можете слушать нас live или в подкасте с нашего сайта svoboda.org.
Дональд Юджин Черри, по кличке «Дон» родился 18 ноября 1936 года в Оклахома-Сити, штат Оклахома, где его отец, также джазовый трубач, был хозяином «Cherry Blossom Club», в котором в свое время играли и Чарли Крисчен, и оркестр Флетчера Хендерсона. В 40 году Вишенка с семьёй переехал в Лос-Анджелес. Отмечу, что мать его была из индейского племени чокто, так что Дон Черри был мулатом. В городе Ангелов отец работал барменом в знаменитом «Plantation Club’е», том самом клубе западного побережья, где играли самые густовзбитые сливки больших оркестров.
В двенадцать лет Вишенка освоил фортепьяно, научился отбивать чечетку, взялся за трубу и начал играть свинг со школьным оркестром, где, кстати, он и познакомился с барабанщиком Билли Хиггинсом – будущим участником большинства его составов.
Если вы не готовы к зрелому авангарду Дона Черри, ничего не поделать! Записей школьных лет нет да и быть не может! Но я постарался выбрать всё же не очень сердитую запись!

7. Don Cherry - Art Deco – 8:39 (Don Cherry - Art Deco - A & M Records)

ДС: - «Art Deco» - композиция Дона Черри, для которого подобный стиль с явными мелодическими линиями, конечно, шаг назад к европейскому «Art Deco», а не авангард его друга Орнетта Коулмэна, «моего гуру», как он называл его. В этой пьеске Вишенка ближе к Диззи Гиллеспи, чем к Алберту Эйлеру или Сесилу Тэйлору.
Состав: Дон Черри – труба и труба с сурдинкой; Джеймс Клэй – тенор-саксофон; Чарли Хейден – контрабас и Билли Хиггинс – ударные. Последние двое играли с Черри более чем часто.
Но не забыть бы и соседа Вишенки по джазовому календарю:

8. Mose Allison - The Well – 3:30 (Mose Allison - I Don't Worry About a Thing – Atlantic)

ДС: «The Well», «Колодец» - пьеска пианиста и певца Моуза Джона Аллисона, уроженца Типпо, Миссисипи. Моуз оповестил криками местный роддом 11 ноября 1927 года. В школе он играл, как и Дон Черри на трубе, но в итоге выбрал, наоборот, пианино, а в университете уже освоил азы би-бопа. В 56 году он переехал из Денвера в Нью-Йорк и до 59 года аккомпанировал Стену Гетцу, Элу Кону, Зуту Симсу и (реже) Джерри Маллигану и Чету Бейкеру. Взошедший на культуре блюза, этот, как его звали «белый малышка Юга», записал в 57 году «Сюиту Черной Страны» или, точнее по смыслу, «Сюиту Страны Черных». То был его первый диск в роли лидера. Би-боп помог ему выработать более самостоятельный стиль. И все же Моуза Джона Аллисона неумолимо тянуло назад на родину блюза. Не смотря на не слишком мощный и артикулированный голос, он стал петь, аккомпанируя себе на рояле, что совершенно неожиданно привело к его влиянию на таких музыкантов блюза и рока, как Джими Хендрикс, «The Rolling Stones», Тома Уэйтса, «The Yardbirds», Джона Мэйолла, «The Who» и Джей-Джей Кэйла.
Однако пора объявить участников трио, копавших «Колодец» вместе с Моузом Аллисоном (рояль). Это Аддисон Фармэр – контрабас и Ози Джонсон – ударные. Март 62 года, Нью-Йорк.
Моузу Аллисону будет вручена престижная награда Джазового Мэтра центром Искусств имени Линкольна 14 января 2013 года.


ДС: Видимо от Моуза Аллисона нам никуда не деться, так как он появился на диске, записанном 6 февраля 59 года в нью-йоркском клубе «Пол-ноты», «The Half Note». Он играет в составе квинтета еще одного юбиляра – великого хохмача, тенор-саксофониста Эла Кона. Кон редко выступал и записывался без друга и собутыльника так же тенор-саксофониста Зута Симса. Итого остается лишь назвать контрабасиста Набила Тота и ударника армянских кровей Пола Мотьяна. Первые два соло тенор-саксофона – это и есть Эл Кон, родившийся 24 ноября 25 года в Бруклине, который по тем временам не был районом Нью-Йорка, а самостоятельным городком. Зут Симс играет первый «бридж».
Квинтет исполняет классический стандарт Ромберга и Хаммерстайна «Любимый, вернись ко мне».
Но прежде, чем ведущий «The Half Note» еще раз объявит состав, я позволю себе напомнить, что вы слушаете еженедельное и неисправимо свингующее «Время Джаза» LIVE или же в подкасте c сайта «Свободы» www.svoboda.org. У микрофона в Парижске – ваш ДС.

Zoot Sims & Al Cohn - Lover Come Back To Me – 9:08 (Zoot Sims, Al Cohn, Phil Woods - Jazz Alive! A Night at the Half Note - Blue Note)

ДС: - «Lover Come Back To Me», музыка Сигмунда Ромберга; cлова написал Оскар Хаммерстайн, а сама песня появилась в оперетте «Новолунье» в 1927 году в Филадельфии. Год спустя оперетта стала бродвейским мюзиклом, и выдержала 519 представлений.
Прежде чем задуматься о словах песни, огласим состав квинтета для тех, кто присоединился к клубу «Времени Джаза» в самые последние минуты; Эл Кон, он же Элвин Джилберт Кон, тенор-саксофонист и композитор, родившийся в Бруклине 24 ноября 1925 года, играл дуэтом с другом тенор-саксофонистом Зутом Симсом, который родился месяцем раньше в солнечной Калифорнии. На рояле играл Моуз Аллисон; на контрабасе уроженец Рамала, что в Иордании, Набил Тота и на ударных Пол Мотьян. Запись сделана в клубе «Half Note», который по тем временам находился в доме номер 289 на Хадсон стрит в Нью-Йорке. Легендарный клуб входил в элитную пятерку нью-йоркских джазовых клубов: «Village Vanguard», «Village Gate», «Five Spot» и «Slugs' Saloon». От всего этого осталась лишь, я преувеличиваю, модная «Красная Рыбка», что на перекрестке Бликер стрит и Томпсон во всё том же городишке…
Стоит, видимо, прежде, чем опустить занавес запустить в морозный эфир версию со словами Оскара Хаммерстайна-Второго:

Billie Holiday - Lover Come Back To Me – 3:35 (Billie Holiday - Sings Her Favourite Blues Songs – D-Disky)

ДС: «Lover Come Back To Me»: «Высокое небо было синим и луна на нем была молодой, как и наша любовь. И мое сердце, полное желаний, пело: любимый где же ты?»
Я испробовал для этой концовки четыре версии песни и самой неудачной, на мой взгляд, была интерпретация Кассандры Уилсон, второе и третье место разделили Конни Ивингсон и Анита О’Дей.
Вот и всё, что я могу сказать напоследок. Билли Холидей, которая только что прозвучала, пела с неопознанным оркестром международной индустрии, выпускающей диски-компиляции. В данном случае – в Нидерландах.
Я прощаюсь с вами до следующей недели: «Время Джаза» снова будет в вашей компании в прямом эфире на сайте «Свободы» www.svoboda.org или же в подкасте – там же. Удачной вам и веселой недели, всех благ, чао, бай-бай.

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG