Ссылки для упрощенного доступа

Фальстарт в Анапе


Глава Газпрома Алексей Миллер докладывает Владимиру Путину о планах концерна
Глава Газпрома Алексей Миллер докладывает Владимиру Путину о планах концерна

Президент России Владимир Путин сегодня в Анапе принимает участие в церемонии сварки первого стыка газопровода «Южный поток». Несмотря на торжества по поводу старта строительства, до его реального начала еще довольно далеко.

В ноябре глава Газпрома Алексей Миллер объявил о достижении всех важнейших договоренностей об инвестициях в строительство «Южного потока», однако глава программы Исследований природного газа при Оксфордском университете Джонатан Штерн в интервью Радио Свобода отметил факты, которые ставят правдивость этого заявления под сомнение.

Как выяснилось, Газпром еще даже не заказывал трубы для «Южного потока», а прокладка трубопровода по дну моря не может начаться раньше 2014 года. Более того, окончательный маршрут «Южного потока» соответствующие инстанции ЕС могут утвердить не скорее чем через год.

Радио Свобода также стало известно, что Комиссар Еврокомиссии по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер отклонил приглашение принять участие в церемонии в Анапе. По словам пресс-секретаря Оттингера Марлены Хёлцнер, это означает, что заключение окончательных договоренностей об инвестициях – то есть тот этап, когда все необходимые исследования уже проведены, а маршрут утвержден, – дело довольно далекого будущего.

«У нас пока нет конкретной информации по этому поводу», – сказала Хёлцнер в интервью Радио Свобода, подчеркнув, что окончательные договоренности по инвестициям, по меньшей мере, подразумевают утвержденный маршрут трубопровода. При этом Европейская комиссия пока не знает точно, где газопровод начнется, где он завершится, через какие страны пройдет. Так что об окончательных договоренностях говорить рано.

Трубопровод «Южный поток», по которому российский природный газ должен будет доставляться в страны Европейского союза, по словам представителей Газпрома, пройдет по дну Черного моря от Турции к Болгарии, затем по территории Сербии, Венгрии, Словении и Австрии, чтобы затем подключиться к международной системе распределения газа Eni в Северной Италии. По оценкам экспертов ЕС, проект «Южный поток» сейчас находится в стадии перехода от «концептуальной разработки» к «окончательному проектированию». В этой фазе, согласно европейскому законодательству, требуются согласования с соответствующими инстанциями во всех странах, по территории которых проляжет газопровод. Москва заявляет, что межправительственные соглашения заключены со всеми вовлеченными в проект странами ЕС. Однако в Еврокомисии утверждают обратное.

Крайний срок для представления соответствующих документов – 13 февраля будущего года. После чего Еврокомиссия в течение 9 месяцев должна дать оценку проекту. Оценка должна быть дана и с точки зрения экологических и социальных последствий строительства, как в отдельных странах, так и на всем протяжении газопровода. Все это требует и общественного обсуждения. Проще говоря, нужно еще очень много времени, чтобы все было окончательно согласовано. Отдельное исследование, по правилам ЕС, следует провести по поводу подводной части газопровода.

Президент Российско-Европейской торговой палаты Сергей Шуклин согласен с тем, что сегодняшняя церемония в Анапе скорее символическое мероприятия, чем реальное начало строительства.

Москва демонстрирует серьезность своих намерений, полагает Шуклин, выражая уверенность в том, что все необходимые договоренности с Еврокомиссией все-таки будут достигнуты. Особенно в нынешних условиях, когда Россия стала членом Всемирной торговой организации. А поспешность, с которой Газпром объявил о начале реализации проекта, связана с недавними обвинениями в нарушении правил конкуренции, которые Европейская комиссия выдвинула против российского концерна. По его мнению, в Москве предпочли иметь дело с отдельными правительствами, сократив контакты с руководством всего Евросоюза.

В свою очередь Роберт Кетлер, эксперт из Института европейских, российских и евразийских исследований Карлтонского университета в Оттаве, уверен, что действия Газпрома продиктованы проблемами российской внутренней политики.

Российские телеканалы показали, как Владимир Путин отдал прямое распоряжение Дмитрию Медведеву начать работы до конца этого года. Продемонстрировать, что что-то делается, было вопросом престижа, хотя реальное строительство, похоже, не планировалось тогда и, очевидно, не планируется сейчас. Если Путин отдает приказ, Медведев говорит «мы сделаем» и ничего не происходит, то это поднимает определенные вопросы по поводу устойчивости их власти у различных группировок в Кремле и ставит под сомнение международную репутацию Газпрома.

По предположению Роберта Кетлера, в Газпроме также хотят создать впечатление, что дела у проекта «Южный поток» идут лучше, чем у «Набукко – проекта, соединяющего Каспийский регион и Ближний Восток с рынком ЕС газопровода, который призван уменьшить зависимость стран Евросоюза от российского газа.
XS
SM
MD
LG