Ссылки для упрощенного доступа

Почему несостоятельны очередные посягательства на православные традиции празднования Рождества?


Кто посягает на традиции празднования Рождества?
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:07:12 0:00
Скачать медиафайл

Настоятель Храма Святого Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников и Исповедников Российских в Москве протоиерей Михаил Ардов

Владимир Кара-Мурза: Завершается череда праздничных дней российского календаря, которая вобрала в себя и Новый год, и Рождество, и, как всегда, породила множество вопросов о юлианском и григорианском календарях. В частности, на этих днях поступило своеобразное рацпредложение протодьякона и профессора Московской духовной академии Андрея Кураева объединить Рождество и Новый год. О том, почему несостоятельны посягательства на православные традиции празднования Рождества, мы беседуем с протоиреем Михаилом Ардовым, настоятелем храма Царя-мученика Николая Второго в Москве. Удивило ли вас возвращение к уже «заезженной» теме, которая каждому новому поколению россиян должна быть разъяснена повторно?

Михаил Ардов: Когда я услышал это в прямом эфире «Эхо Москвы», я был просто поражен. Я знаком с отцом Андреем Кураевым, он человек патриархийный, отчасти идеолог патриархии, и из уст профессора Московской духовной академии такую, прости Господи, чушь было очень странно слышать. Для начала, чтобы поддержать некоторую духовность темы, я хочу прочитать две цитаты из книжки «Настольная книга священнослужителя» протоирея Булгакова, которая вышла в конце XIX века и действительно содержит очень много важных и полезных сведений. Именно по поводу Рождества Христова тут приводятся замечательные слова святителя Григория Богослова. По поводу празднования Рождества он говорит:

«Будем праздновать не пышно, но божественно; не по мирскому, но премирно; не наш праздник, но праздник Того, Кто стал нашим, лучше же сказать, праздник нашего Владыки; не праздник немоществования, но праздник уврачевания; не праздник создания, но праздник воссоздания. Как же исполнить это? Не будем венчать преддверия домов, составлять лики, украшать улицы, пресыщать зрение, оглашать слух свирелями, нежить обоняние, осквернять вкус, тешить осязание – эти краткие пути к пороку, эти врата греха. Не будем уподобляться женам – ни мягкими и волнующимися одеждами, которых все изящество в бесполезности, ни игрою камней, ни блеском золота, ни ухищрением подкрашиваний, приводящих в подозрение естественную красоту и изобретенных в поругание образа Божия. Не будем вдаваться ни пированиям и пьянству, с которыми, как знаю, сопряжены сладострастие и распутство (Рим. 13, 13); ибо у худых учителей и уроки худы, или лучше сказать, от негодных семян и нивы негодны. Не будем устилать древесными ветвями высоких ложей, устраивая роскошные трапезы в угождение чреву; не будем высоко ценить благоухания вин, поварских приправ, и многоценности мастей. Пусть ни земля, ни море не приносят нам в дар дорогой грязи — так научился я величать предметы роскоши! Не будем стараться превзойти друг друга невоздержанием (а все то, что излишне и сверх нужды, по моему мнению, есть невоздержность), особенно, когда другие, созданные из одного с нами брения и состава, алчут и терпят нужду. Напротив того, предоставим все это язычникам, языческой пышности и языческим торжествам».

А теперь я прочту то, что говорил святитель Иоанн Златоуст по поводу празднования Нового года. Были уже христианские времена, но тем не менее, празднование Нового года было вполне известным. Вот его слова на Новый год:

«Дьявольское гуляние, продолжающееся сегодня во всю ночь, смех, злословие, ночные пляски и смешное шутовство взяли наш город в плен… Более всего огорчают меня игры, происходящие сегодня в гостиницах, исполненные невоздержания и великого нечестия; нечестия потому, что занимающиеся ими наблюдают дни, гадают и думают, что если первый день этого месяца они проведут в удовольствии и веселье, то и весь год будут проводить так же, а невоздержания потому, что на рассвете женщины и мужчины, наполнив стаканы и чаши вином, напиваются без всякой меры. Если ты хочешь получить пользу и от начала новых месяцев, то поступай так: по окончании года возблагодари Владыку, что Он сохранил тебя до этого предела годов; сокрушись своим сердцем, исчисли время твоей жизни, и скажи сам себе: дни бегут и проходят; годы оканчиваются; много пути нашего мы уже совершили; а что мы сделали доброго? Наблюдать дни дело не христианского любомудрия, а языческого заблуждения».

Эти две цитаты вполне объясняют, как неправ отец Андрей Кураев. Даже в те времена, когда христианство было государственной религией в Римской империи, соединить их было невозможно, а уж тем паче в наши печальнее времена. Тут произошло очень много печальных метаморфоз. В этой книжке сказано, что христиане очень долго не праздновали Новый год 25 декабря, потому что это был еще некий языческий праздник, поэтому они хотели быть в стороне от этого, прекратить было невозможно, но тем не менее, они от этого отстранялись. Кстати, именно Иоанн Златоуст ввел в восточной церкви праздник Рождества 25 декабря до Нового года, и совершенно понятно, что это было сделано сознательно. В те времена был юлианский календарь, то есть сначала праздновалось Рождество, а затем 1 января – Новый год. Но затем все как-то перемешалось, к этому руку приложил император Петр Первый, который, как мы знаем, церкви много навредил в России, даже уничтожил патриаршество. Так вот он приказал праздновать Новый год 1 января. В 1700 году в России стал праздноваться именно этот день.

Но это не было так возмутительно, как теперь, потому что это было уже после Рождества, это было во время святок, когда кончается пост, когда появляются какие-то развлечения, и все это гораздо более уместно. Сейчас это, конечно, очень грустно. Мы празднуем Рождество по юлианскому календарю, для нас это очень удобно. Потому что вторая половина декабря и вплоть до первых чисел января – это такая всемирная вакханалия: подарки, скидки, Санта-Клаус, сомнительный персонаж, некая карикатура на святителя Николая. У нас – наш Дед Мороз со своей Снегурочкой. Но мы празднуем, когда все это кончается. Они уже отбесновались, после этого слегка успокоилось, и тогда мы празднуем рождество. Посягать на это, по крайней мере. легкомысленно. Кроме того, с точки зрения церковного устава это невозможно. Весь календарь должен быть изменен. Потому что в соответствии с праздником Рождества празднуются и другие великие праздники: во-первых, Благовещение, ровно за 9 месяцев до Рождества, затем обрезание Господня – на 8-й день, Сретение – на 40-й день и так далее. Весь календарь связан с Рождеством, тогда надо перекроить всю традицию. Как это можно предлагать, я просто поражаюсь.

Владимир Кара-Мурза: Чем можно объяснить то, что только 4 поместные церкви празднуют Рождество 7 января, а остальные православные церкви перешли на 25 декабря и отпраздновали его вместе с западным миром?

Михаил Ардов: Это тоже чудовищно. Мы живем в последние христианские времена. Это чудовищное каноническое преступление, которое совершили греки. Они собрали 8 архиереев, это был не представительный собор в Константинополе, и решили перейти на новый календарь. Расчет там был такой, что они таким образом сблизятся с англичанами, и англичане им помогут победить турок и освободить Константинополь. Как вы понимаете, с англичанами такие игры не получаются, ничего из этого не вышло. И поначалу почти все православные церкви от этого отказались. Но потихонечку все стали переходить. При этом они все делают вид, что не знают, что григорианский католический, поскольку он введен папой Григорием, трижды был предан анафеме на поместных константинопольских соборах еще в начале XVI века. То есть все, кто так празднует, кто находится в общении с новостильниками, находятся под этой анафемой. Они бегут впереди прогресса.

Таких церквей в мире достаточно много, у греков несколько юрисдикций, есть старостильные болгары, есть старостильные румыны и так далее. Мы это очень хорошо осознаем и ни с кем, кто с этим так или иначе связан, не общаемся. Кстати сказать, у Московской патриархии двойственная политика, поскольку в патриархии много консервативно настроенных людей и клириков, которые боятся это сделать, хотя с самого верху раздаются такие голоса. Очень много зарубежных приходов Московской патриархии перешли на новый стиль, в той же Эстонии, у покойного митрополита Антония Блюма вообще полное безобразие, в Англии были одновременно и старостильные, и новостильные приходы. Так что эта церковная проблема существует, но решать ее с помощью перехода на новый стиль – в этом есть большие проблемы. В этом году поздняя Пасха, она будет 5 мая, самая поздняя бывает 8 мая. Так вот в результате у новостильников не будет Петровского поста, который предваряет день Петра и Павла. Он бывает, в зависимости от Пасхи, продолжительным, в этом году он будет 11 дней. Это апостольское установление. По одной этой причине мы принять новый стиль не можем.

Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос из Лобни от радиослушателя Виталия Евдокимовича.

Слушатель: Добрый вечер. Я человек в преклонных годах – мне 80 лет. Человек я светский, но глубоко верующий, более того, я крещеный, отношу себя к староверческой, старообрядческой церкви. Мое мнение: все эти нововведения, попытки перестроек никому не нужны. Дело не столько в том, отмечать 25 декабря или 7 января, дело в вере, дело в твоей сущности, насколько ты веришь в Господа Бога и насколько себя относишь к церкви. По моему глубокому убеждению, попытки отличиться, что-то новое сделать – это никому не нужно.

Михаил Ардов: Абсолютно правильно слушатель говорит. Безусловно, это церкви вредит. Когда-то один верующий человек говорил, что форма богослужения, все каноны – это все оболочка, это сосуд. Представим себе какую-то великую святыню, драгоценная жидкость, ее нельзя хранить не в сосуде. Если сосуда не будет, она разольется и уничтожится. Такое соотношение между церковью, ее установлением и верой. Поэтому все эти попытки, безусловно, подрывают самую веру, слушатель совершенно прав.

Владимир Кара-Мурза: Чем вы объясняете демарш Андрея Кураева, может быть, он зондирует почву по какому-то заданию своего руководства, которое готовит реформу?

Михаил Ардов: Такое подозрение может возникнуть, безусловно. Поскольку у нас сейчас произошло противоестественное сращение Московской патриархии с нынешней властью, то, не дай Бог, может быть, ветер дует с той стороны. Тогда это уже совсем печально. Меня очень насторожило недавнее заявление Путина, сравнившего труп Ленина со святыми мощами. Тут он подтвердил не только мою догадку, многие говорят, что поскольку преступная организация ВКП(б) – КПСС была сатанистской пародией на церковь, у них все было устроено как в церкви. У них съезды – у нас соборы, у нас мученики за веру – у них Павлики Морозовы, Сергеи Лазо, Александры Матросовы, у нас еретики – у них троцкисты, бухаринцы и так далее. И в том числе эта чудовищная сатанистская пародия на мощи. Это говорит нынешний постсоветский руководитель, и, что самое печальное, из лона Московской патриархии не было слышно возмущенных голосов по этому поводу. Потому что Ленин – преступник, палач русского народа. Я недавно узнал, как его называл знаменитый легальный марксист Струве – «думающая гильотина». Это замечательная характеристика. И если его консервированный труп сравнивают со святыми мощами, и все об этом молчат, это открывает путь к перенесению всех праздников.

Я бы мог разработать специальный календарь. Можно тогда соединять советские и постсоветские праздники с церковными. У нас 15 февраля по новому стилю празднуется Сретение Господне, можно его перенести на 23 февраля, с Днем Красной армии соединить. Благовещение, 7 апреля по новому стилю можно перенести на 8 марта, прекрасный женский праздник. А пасху тоже не передвигать, а праздновать в главный путинский праздник 9 мая, тогда вход Господень в Иерусалим будет 1 мая. И так весь календарь переделать и будет очень хорошо, будет удобнее всем стоять со свечками в Храме Христа Спасителя. Но вообще-то говоря, конечно, это все очень и очень печально.

Надо сказать, что я в свое время высказал такую идею, поскольку очень неуклюже выглядит 7 ноября, которое сначала сделали Днем народного единства, потом перенесли на 4 ноября, день Иконы Казанской Божьей матери. Минин и Пожарский – из этого шоу не устроишь. Кладут венок к памятнику Минину и Пожарскому, патриарх служит в восстановленном Казанском храме на Красной площади. Я в свое время в журнале «Нью Тайм» предложил сделать, по крайней мере, какое-то шоу: праздновать не победу над поляками 1613 года, а предыдущую победу над поляками 1507 года. Тогда московская толпа ворвалась в Кремль, убили Лжедмитрия, впоследствии его сожгли, пепел вложили в пушку и выстрелили в сторону Польши, на Запад. Я предложил театрализованный праздник: сделать чучело Лжедмитрия с портретным сходством, в царских одеждах, потом прямо на Соборной площади Кремля сжигать его под патриотическую музыку в присутствии первых лиц государства, а потом этим пеплом заряжать не какую-нибудь, а Царь-пушку, и выстреливать! В то же время ему анафемы провозглашались – и тут лучший протодьякон Московской патриархии провозглашает анафему Гришке Отрепьеву. После этого первые лица государства и патриарх идут в Грановитую палату праздновать это событие. Но это моя идея.

У меня есть очень умный, интеллигентный, образованный друг, врач-психиатр Лев Зигмундович Волков, он предложил даже более интересный вариант этого праздника. В День народного единства мощи Ленина, как сейчас подтвердил Путин, совершено торжественно, с крестным ходом переносить в Храм Христа Спасителя для поклонения, а через некоторое время возвращать в мавзолей. Я задумался над тем, когда возвращать, в честь какого праздника, и понял, что это надо делать в ночь с 20 на 21 декабря. 21 декабря – день рождения Сталина. а накануне – профессиональный праздник КГБ День чекиста. И вот Ленин торжественно возвращается в мавзолей. Пожалуйста, мы можем разрабатывать такие сценарии.

Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос из Тульской области от радиослушателя Сергея.

Слушатель: Добрый вечер. Московский патриархат Русской православной церкви, наверное, давно оставлен Господом. Рождество отмечается 7 января, Новый год отмечается 1 января, хотя полное название этой даты – Новый год от рождества Христова. В литературе XVIII – XIX веков можно было прочесть в начале романа: «В год 1750 от Рождества Христова мистер Фишби решил совершить кругосветное путешествие». То есть сначала был момент рождества, потом наступил новый год. В Европе с этим никаких проблем, люди разум свой не потеряли. А как быть с Россией?

Михаил Ардов: До революции все было логично: Новый год 1 января, а Рождество – 25 декабря. Но оттого, что большевики перевели на новый календарь, а церковь, слава тебе Ггосподи, даже Московская патриархия в полном объеме не перешла, то это несоответствие существует. Но в православной церкви не могут принять григорианский календарь, как я уже говорил, потому что он, в частности, находится под анафемой, и отчасти разрушается церковный устав. И вообще, что это за праздник? Когда была царская Россия, которая себя позиционировала как православная монархия, гражданский Новый год мог для церкви иметь какое-то значение. Сейчас он для церкви не имеет никакого значения. Кстати сказать, даже когда в послепетровские времена Новый год праздновался после Рождества, уже тогда многие образованные и состоятельные люди устраивали такие встречи, конечно, не такие безобразные, как теперь, – и многие священники с этим боролись. Это в городах главным образом было, потому что в деревнях тогда новый год не праздновали. За несколько минут до полуночи начинался звон колоколов, призывавший людей на молитву. И тот, кто себя считал христианином, а таких было довольно много, шли в храм и стояли на богослужении. И эту практику я на своем приходе исполняю. Под Новый год мы начинаем службу пораньше, где-то в половину одиннадцатого, чтобы прихожане в метро успели, и она заканчивается в начале второго. Поэтому для нас Новый год – ничто. Я цитировал Иоанна Златоуста, который говорил, что наблюдение месяцев и годов – это дело языческого заблуждения, а не христианского благочестия. То есть к христианству это не имеет никакого отношения.

Владимир Кара-Мурза: Слушаем Брянск, вопрос радиослушателя Александра.

Слушатель: Добрый вечер. Скажите, как праздновали Рождество апостолы, и как сам Господь праздновал? Что говорит писание о праздновании дня рождения в христианские времена? Вспомните Ирода, чем это закончилось. Сказано: всякое слово Божье чисто, он щит уповающим на него, не прибавляй к нему, чтобы он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом. И еще: основа для христианина – это слово Божье.

Михаил Ардов: Вы, очевидно, баптист или адвентист, сектант. Я вам отвечу так: никак апостолы Рождество не праздновали и сам Господь не праздновал. Но те, кого мы называем святыми отцами, установили церковный календарь и церковные праздники, а вы этого не признаете. Но я вам сделаю упрек, от которого вы не увернетесь: откуда вы взяли Священное писание? Оно что, адвентистам и баптистам с неба спустилось? Нет. Это Священное писание приготовила и составила для вас православная церковь, которая отвергла массу ненужных апокрифических евангелий и иных текстов и сделала этот корпус. И в результате вы признаете одно, что сделала православная церковь, а все остальное вы отвергаете. Я вас поздравляю.

Владимир Кара-Мурза: Слушаем Смоленскую область, вопрос радиослушателя Геннадия Сергеевича.

Слушатель: Здравствуйте, Михаил, хочу передать привет из детства – из дома 17 по Большой Ордынке, квартира 89 из семьи Садовникова Геннадия Сергеевича. Михаил, из меня не получился верующий, но помните, наверное, что на Ордынке церковь была закрыта, на Климентовском, на Черниговском. У нас было очень тяжелое детство.

Михаил Ардов: В 1948 году церковь на Ордынке, где я и начинал свой путь, открылась.

Слушатель: Я искал вас, но мне женщины сказали про Головинское кладбище. Мне уже 76 лет, я не богохульствую, живу с женой молодой. Передайте, пожалуйста, привет Алексею Баталову. Будьте здоровы! Я ваш постоянный слушатель.

Михаил Ардов: Спасибо. С праздником.

Владимир Кара-Мурза: Видите, такие сближения бывают. Как по-вашему, какие еще могут быть посягательства на юлианский календарь и каковы аргументы его противников?

Михаил Ардов: Самый главный и единственный аргумент, который несколько исказил дьяков Кураев, – почему же нам не праздновать со всем миром. Все празднуют, а мы еще не празднуем, продолжаем поститься. Я вижу в этом преимущества. Эти голоса и будут раздаваться: надо быть вместе со всеми, а то все идут в ногу, а мы одни не в ногу. Вполне возможно, будут посягательства на то, чтобы Пасху сделать не переходящим, а постоянным праздником. Есть такой замечательный в историческом смысле анекдот советских времен. Где-то после войны получилось так, что Пасха выпала на советский праздник 1 мая. И когда спохватились, кто-то предложил обратиться к патриарху Алексию Первому с просьбой перенести Пасху. Не знаю, как товарищ Сталин, семинарист и основатель Московской патриархии, но это была очень сильная идея – перенести Пасху, чтобы она не совпала с 1 мая.

Владимир Кара-Мурза: Еще я знаю аргумент, что святой огонь не будет снисходить. Он же именно в Пасху православную юлианскую исходит.

Михаил Ардов: Это вопрос к Кураеву. Кураев разоблачал греков, которые это устраивают. Этот вопрос очень сложный. Этот вопрос к товарищу Якунину, не Глебу Якунину, а железнодорожнику. Во всяком случае, я, честно сказать, этим вопросом не занимался, но человек мне известный, близкий мне когда-то, архиепископ Киприан Зернов несколько лет возглавлял патриархийную миссию в Иерусалиме, он там жил. Он при мне сказал загадочную фразу: греки мне говорили, как они это делают. Там вопрос даже не в этом, там горит лампада – это действительно самое святое, может быть, место на земле, где гроб Господня. Там лампада всегда горит. Просто взять от нее в этот день огонь – этого уже достаточно для верующего человека. Кураев этим специально занимался, я думаю, у него на сайте эта тема достаточно подробно разработана. Кто этим огнем интересуется, загляните к Кураеву, он как раз один из разоблачителей, за что очень многие неодобрительно к нему отнеслись.

Владимир Кара-Мурза: Не обжигает этот огонь первые несколько минут.

Михаил Ардов: Я не специалист по этому вопросу, я в Иерусалиме на Пасху не был и вряд ли когда-нибудь попаду. Я это выношу за скобки.

Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос с Украины от нашего радиослушателя Ивана Ивановича.

Слушатель: Хотите вы или не хотите, через несколько лет с 2101 года Рождество будет отмечаться 8 января и так далее. Как вы на это смотрите?

Владимир Кара-Мурза: Нарастает разрыв между григорианским и юлианским календарями.

Михаил Ардов: Я пессимист, я боюсь, что мир не просуществует до ХХII столетия, судя по его грехам и безобразиям. Но я далек от, тех кто назначает какие-то сроки. Недавно несчастные дурачки, которые, видно, много денег заработали, назначили конец света на 21 декабря. Я даже с амвона сказал, что хороший день для конца света. 20-е – день чекиста, 21-е – день рождения товарища Сталина и самый темный день в году. Но я еще говорил: какая странность – календарь майя, а конец света в декабре, какое несоответствие.

Серьезно надо сказать по этому поводу. Господь Иисус дважды обращается к ученикам, – один раз его слова зафиксированы в Евангелии, а другой раз в первой главе Книги деяний святых апостолов, – и говорит: не ваше дело знать времена и сроки, которые Господь, Бог-отец дал. Поэтому нам, христианам, он говорит, чтобы мы наблюдали за признаками, чтобы мы были готовы. Это все сказано в Евангелии. Но назначать сроки он сам категорически запретил. И ни один нормальный христианин никакой конфессии, я думаю, этим заниматься не будет.

Владимир Кара-Мурза: Скоро будет четырехлетие патриаршества Кирилла, какие бы вы отметили черты своеобразия этого явления?

Михаил Ардов: Мне кажется, его в свое время тут же Кураев и другие пиарщики называли успешным менеджером. Тем не менее, тут очень важно то, что произошло в прошлом году. С одной стороны история с этими дурочками Pussy Riot, которых надо было бы наказать, но я просто задрал бы им юбки, если они в юбках, и по одному месту дал достаточно количество хороших ударов. А то, что было устроено с участием патриархии, – это позор для государства и позор для Московской патриархии. А второе, конечно, это то, что выползло, кто-то специально, я не думаю, что такие вещи случайны, вытащил на свет безобразную историю с квартирой, с судом, с этой дамой, которая там живет, с часами и так далее. Я считаю, что его репутация в определенном смысле за последний год подмочена. Я не злорадствую. Патриархия – это организация, которая нашу православную автономную церковь гнобит, в Москве это не проявляется, мне грех жаловаться, а в Суздале у нас отобрали все храмы, сейчас хотят отобрать святые мощи и так далее.

Я не злорадствую, потому что о существовании нашей и еще нескольких истинно православных юрисдикциях никто толком не знает. А вот эти скандалы людей от церкви отталкивают. Их так-то не очень много. Говорят, у нас 80% православных – это тоже такой пиар, выражаясь современным языком. Кстати, я не смотрел, сколько в этом году в рождественскую ночь пришло в храмы. Это бывает 1-1,5%. О чем тут говорить? Тот, кто не пошел в такую ночь в храм, не может считаться православным, не говоря о том, что он не причащается, не исповедуется. Мы живем в последние христианские времена. Это не только знак в России. У нас был приход, я ездил и служил в начале 2000 годов в Англии, – у нас 2-3%, на Украине 5% практикующих, как теперь выражаются, христиан. В Англии абсолютно то же самое. Вместе англикан и католиков 2-3%, больше там в церковь не ходят. При том, что у нас можно сказать: у нас были большевики, уничтожали, церкви сносили, убивали священников. Там даже во времена Кромвеля ничего подобного не было. Но, тем не менее, это именно так.

Вернемся к новогодней рождественской теме. По опросам в Англии больше половины детей не понимают, что такое Рождество, они не имеют понятия о Господе Иисусе Христе, о его пришествии в мир. Они знают Санта-Клауса, подарки, елки и так далее, а это где-то на обочине. И это очень важный признак нашего печального времени.

Владимир Кара-Мурза: Можно сказать, что не с самой красивой стороны показала себя церковь в принятии «антимагнитского закона» в думе. Например, тот же Андрей Кураев сказал, что не обретут Царствия божьего те дети, которые усыновлены и удочерены американцами. А патриарх заговорил, что надо побольше мест на кладбище отвести детям-сиротам.

Михаил Ардов: Когда они высказываются по актуальным вопросам, они подпевают власть имущим. Тут дело вот в чем: что такое Московская патриархия? Это карманная церковь товарища Сталина, он такой ее в 1943 году организовал. Вызвал трех митрополитов, приказал немедленно собрать собор, все из лагерей на самолетах были доставлены. Он сказал: проявить большевистские темпы. И они избрали Сергия патриархом. Я уже говорил, что преступная организация ВКП(б) – КПСС была сатанистской пародией на церковь, но этим уподобление не кончается. Потому что когда Сталин создавал патриархию, он создавал ее по образу и подобию ВКП(б). Там был демократический централизм, там синод, как правильно кто-то назвал Митрополитбюро, патриарх – генсек, и все совершенно так же. Кстати сказать, Московская патриархия – удивительный реликт. Когда была еще перестройка, потом ельцинские веселые времена, все менялось, перестроилось, – а Московская патриархия совершено нет. Сейчас, правда, патриарх организационно меняет епископов, митрополитов, делает округа, но это все косметическое. А на самом деле никогда никакой перестройки не было, и никто ни в чем не покаялся. Например, когда исполнилось товарищу Сталину 70 лет, то все епископы Московской патриархии подписали холуйское ему поздравление, где его превозносили до небес. Хотя бы в этом документе можно было сказать: ай-ай-ай, мы ошибались. Или когда служили панихиды по генсекам и так далее. Нет, это все у них было хорошо. И это самое печальное. Я уже цитировал святителя Иоанна Златоуста, еще одну цитату, определение христианина по Златоусту: христианин – это человек кающийся. А тот, кто не способен к покаянию, к христианству прямого отношения иметь не может.

Владимир Кара-Мурза: Тем не менее, церковь стала играть большую политическую роль в современной иерархии. Как вы относитесь к тому, что ходят те же, кто в оперотрядах, судя по всему, как премьер-министр Медведев, записывали в записные книжки своих сокурсников, которые ходят на Пасху, сейчас сами стоят около алтаря, как это было позавчера ночью?

Михаил Ардов: Я не смотрю, я в этом время служу, и вообще я телевизор не смотрю. Я отвечу на ваш вопрос. Они меня восхищают еще вот чем: они, когда стоят там, свечки держат в правой руке, как на фуршете стаканы. Потому что православный человек в левой руке держит свечку, а правой крестится. Действительно, мы помним, что нужна национальная идея, мы коммунизм, марксизм-ленинизм отвергли, и образовался вакуум. И этот вакуум потихоньку, полегоньку, а может быть не потихоньку, стала заполнять Московская патриархия. Она превратилась в определенном роде в идеологический отдел партии «Единая Россия». Это абсолютное определение. И поэтому ей такие преимущества, поэтому ей передается собственность и так далее. Но при этом, вообще говоря, я понимаю музейщиков, как они воюют, когда их выселяют из храмовых помещений. Но молчит патриарх и его синод. Они должны предъявить нынешней власти, поскольку она является правопреемницей Советского Союза, советской власти, колоссальнейший счет, это не просто несколько монастырей и домов. Вспомним, как Ленин ограбил церковь, вывез из нее все драгоценные металлы, оклады, кресты и потом отобрал всю земельную собственность, монастыри, приходы. Если все это оценить – это долг астрономический. Но они молчат. Помните, когда шла речь об украденном и пропавшем золоте партии? Опять-таки они должны были поднять голову и сказать: отдайте нам, если вы его найдете, перед нами же колоссальный долг. Но об этом никто не сказал, потому что они на коротком поводке.

Владимир Кара-Мурза: Судя по нескольким примерам, Московская патриархия не претендует на те церковные здания, которые попали в ведение ФСБ, – это неприкасаемая собственность, а храмы, где были музеи, реставрационные мастерские, беззащитные органы культуры, они торопятся прибрать к рукам.

Михаил Ардов: Заметьте, та церковь, которая почти примыкает к зданиям ФСБ, она превратилась в домашнюю церковь при ФСБ. Вот такие могут быть решения этого вопроса.

Владимир Кара-Мурза: Как вы считаете, через год, когда будет большая праздничная череда, все останется по-прежнему, или вы ожидаете административных шагов со стороны Московской патриархии?

Михаил Ардов: Скорее всего, так и будет. Но с другой стороны – мы живем в время непредсказуемое, может быть что-то куда-то сдвинется. Мы живем в такой стране и в такое время, когда надо быть готовыми к сюрпризам.

Владимир Кара-Мурза: Да, остается с вами согласиться. Тем более Андрей Кураев, я так понимаю, – один из идеологов пропагандистов Московской патриархии.

Михаил Ардов: Он такой церковный либерал. Там есть консерваторы, а вот он либерал. Он миссионер, поэтому может благословлять байкеров, рок-музыкантов и так далее. Я не знаю, на каком приходе он служит, знаю, что он в академии, и он не принимает священнического сана, он дьякон. Поскольку он пиарил, как он сам выражался, будущего патриарха Кирилла, то тут же он получил все возможные награды для дьякона, он стал протодьяконом и награжден камилавкой. Дальше его можно только в священники продвигать, больше дьякона никак наградить нельзя.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG