Ссылки для упрощенного доступа

Ветеранам нью-йоркской Tin Pan Alley посвящается


Композиторам Джимми ван Хьюсену и Джерому Кёрну

Он родился ровно сто лет назад под зимним небом Сиракьюс: небольшого городка штата Нью-Йорк, что на полпути между Олбани и Буффало, городка на южном берегу озера Онондага. Музыку он начал сочинять еще в школе. Кстати, в те времена его звали Эдуард Честер Бабок. О том, как он стал Джимми ван Хьюсеном, я рассказывал два года назад в сто первом выпуске «Времени Джаза». Тот юбилейный выпуск был озвучен пятью самыми знаменитыми мелодиями (и песнями) Чета, как звали его друзья, Бабока.
Но сегодня у нас такая толпа юбиляров, что на пять песен-стандартов и их варианты я явно не потяну.
Напомню для начала, что вы слушаете еженедельное, припорошенное снегом даже в стране галлов, «Время Джаза» на частотах «Свободы» или же с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в черно-белой Лютеции – ваш ДС.

Bill Evans & Stan Getz - But Beautiful - 5:26 (Bill Evans & Stan Getz - But Beautiful – Milestone)

«But Beautiful», Музыка Джимми ван Хьюсена, слова Джонни Бёрке.
Билл Эванс – рояль; Эдди Гомэз – контрабас; Марти Моррел – ударные и гость трио – Стэн Гетц – тенор-саксофон. Запись была сделана в августе 74 года на летнем фестивале в Ларене, Нидерланды.
В Tin Pan Alley нотная музыка композиторов иногда пылилась годами, пока не находился поэт-песенник, который оживлял эту музыку, превращая её в песню и часто – в хит. Между композиторами и «лирицистами», как их называют американцы, подчас были натянутые отношения, потому что в авторских правах первым именем шло имя композитора и песня, как бы всегда была его. Добавлю и перекос с оплатой. Об этом стоит помнить. Билл Эванс постоянно играл «But Beautiful», но он знал слова и помнил голос Франка Синатры, Ареты Франклин или Тони Беннета…

Billie Holiday - But Beautiful – 4:29 (Billie Holiday - Lady In Satin - Columbia)

«But Beautiful», «Любовь может быть радостной или грустной, спокойной или безумной, чем-то хорошим или же ужасно мерзким, но она всегда прекрасна». Билли Холидей «Леди в Шелках». То есть Билли со струнным оркестром за полтора года до кончины. «Коламбия» сделала две записи – одну моно, другую стерео. Оркестр Рея Эллиса. Струны помогают: в голосе Билли, изможденной алкоголем и наркотиками, уже нет прежней силы. Эта запись предваряет ее последний альбом на «Коламбии» и в жизни, который вышел уже после ее смерти. Многие друзья Билли, друзья ранних лет, постарались не попасть на эти две записи. «Джазовый гид» издательства «Пингвин», чья высшая оценка была четыре звездочки, присудил этой записи – три. «Lady In Satin» прошла ремастеринг в сентябре 97 года и существует теперь с четырьмя дополнительными песнями. В двухтысячном году «Леди в Шелках» была введена в американский «Зал Славы» джаза. В этом есть неоспоримая справедливость: шелка тлели на леди Холидей 24 часа в сутки, но то была история джаза – прятать нечего. Как и в случае Чарли Паркера. Иногда хочется спросить этих рецензентов: - Господа, а что сделали вы или ваши предки, чтобы их в ту эпоху спасти?
Джимми ван Хьюсен родился сто лет назад и порадовал американцев и остальной мир сотнями же чудесных мелодий. Но Джером Дэйвид Кёрн родился на 28 лет раньше «рубашек ван Хьюсена», если вы в курсе why и вам удалось заглянуть в сто первый выпуск нашего джаз-шоу. 28 лет это целая жизнь! Джордж Гершвин прожил всего-то 38 годиков! При этом учтем, что с 14 лет Джордж уже работал тапёром, plugger’ом, «отбойным молотком», как это называлось, «Аллеи Оловянных Кастрюль» – исполнителем чёрти какой, принесенной на продажу, музыки. А Джером уже был корифеем и носил в петличке цветок гардении…
Ваши приемники настроены на частоты «Свободы»! Вы можете слушать нас через спутники Hotbird и AsiaSat-3, а так же с нашего сайта целых три www, точка, свобода, точка, орг. У микрофона в горнолыжной Лютеции – ваш ДС.

Joe Pass - The Way You Look Tonight – 6:20 (Joe Pass - Virtuoso In New York – Pablo)

«The Way You Look Tonight» - «То, как ты выглядишь сегодня вечером….» Джерома Кёрна. Соло на гитаре Джо Пасса. Июнь 75 года.
Я их упоминаю на этот раз разрозненно и мимоходом, наших героев январского календаря.
Джо Пассу 13 января могло бы исполнится 94 года, но где-то там выше, видимо, свои календари. Джерому Кёрну, страшно подумать, было бы нынче 128 лет.
Если оставить мысли о долголетии, диете, холестерине, омеге-3 или же о чудесах, дарованных свыше, стоит сказать, что американские музыканты были способны и способны до сих пор, хранить и сохранять то, что стало называться их национальной музыкой. Стандарты Джимми ван Хьюсена или же Джерома Кёрна, правда не все, но живы. И их исполняют девочки и мальчики девяностых и десятых годов нового века. В этом, в отношении к наследию, быть может и есть самое главное….

Stanley Turrentine - The Way You Look Tonight – 9:13 (Stanley Turrentine Quintet - Blue Note)

«The Way You Look Tonight», «Подчас, когда мрак валит меня с ног, мне достаточно подумать о тебе, о том, как ты выглядишь сегодня вечером, чтобы мой кошмар рассеялся…» Это слова королевы конторы композиторов-песенников «Аллеи Оловянных Кастрюль» Дороти Филдс. А музыка юбиляра - Джерома Кёрна.
И уже НЕ в сольном, полном индивидуальных медитаций, исполнении, как у Джо Пасса, а в импровизации полноценного квинтета Стэнли Таррентайна (лидер и тенор-саксофон). Тад Джоунс играл на флюгельгорне; Сэдар Уолтон – на рояле; Бастэр Уильямс – на контрабасе и Мики Роукэр – на ударных. Руди ван Гельдер, что всегда приятно, записал этот квинтет 3 марта 69 года в своей домашней студии звукозаписи.
Ищу мемуары Руди вана? Есть идеи?
Январский номер «Даунбита» посвящен творчеству британского гитариста, играющего в стиле джаз-фьюжн, Джона МакЛафлина, а так же лучшим дискам прошлого года. Я постараюсь озвучить обе темы.
Для тех, кто только что подключился к международному клубу «Времени Джаза», позволю себе напомнить, что целиком эту программу и предыдущие вы можете скачать в подкасте или прослушать в подкасте с сайта «Свободы» - www.svoboda.org . У микрофона в Парижске – ваш ДС.
Вот последний вариант популярной песни Джерома Кёрна «The Way You Look Tonight». В данном случае – со словами:

Frank Sinatra - The Way You Look Tonight – 3:23 (Frank Sinatra - Days Of Wine And Roses – Pablo)

«The Way You Look Tonight», «Ты просто очаровательна! Никогда-никогда не меняйся! От твоего шарма пусть всегда захватывает дух! Ты обещаешь это сделать? Это потому, что я люблю тебя именно такой, какой, как, ты выглядишь сегодня вечером…»
Эту песню озвучил Фред Астер в фильме 36 года режиссера Джорджа Стивенса «Swing Time», но до него ее записал, можно сказать крёстный Франка Синатры – Бинг Кросби.
Итого, «Голубые глаза», он же «Голос» - с оркестром Нэлсона Ридла, 64 год.
На этом пора сказать бай-бай нашим юбилярам композиторам и перенестись во Францию:

Stephane Grappelli & Michel Petrucciani – Misty – 6:57 (Stephane Grappelli & Michel Petrucciani – Flamingo - Dreyfus Jazz)

«Misty», «Я так влюблена, что просто затуманиваюсь…». Стандарт Джонни Бёрке и Эррола Гарнера. Чудесный диск Стефана Граппелли (советую всем коллекционерам) «Фламинго». Граппелли – скрипка, играет с Мишелем Петруччиани – рояль. Джордж Мраз (мороз) – контрабас плюс Рой Хайнз – ударные. В том 95 году Мишелю Петруччиани было 32 года, а ветерану французского джаза Стефану Граппелли – 87 лет.
Стефан Граппелли родился в Париже 26 января 1908 года. Его отец был итальянским аристократом, маркизом Эрнесто Граппелли. Мать Стефана умерла, когда ему было четыре года; ему было шесть, когда отец ушел на фронт. Юный Стефан, живший в приюте, влюбился в музыку французских импрессионистов в шесть лет, когда его приняли в школу танцев Айсидоры Дункан. Он начал зарабатывать на жизнь, играя на скрипке на улицах Лютеции. Тем, кто любит музыку первого джазового клуба Франции, основанного Джанго Рейнхардтом и Стефаном Граппелли «Hot Club de France», я рекомендую еще один диск – это двойной СД, на котором Граппеллли играет с Иеугуди Менухиным.
Подошло время поздравить с семидесятилетием, и это не шутка, принятого на ура «Вестниками Джаза» москвича, родившегося 20 января 1943 года, трубача с божьим даром, Валерия Пономарева. Валерий записал с «Jazz Messengers» 11 дисков! Валера, от себя лично и от всех, кто нас слушает – нижайший поклон и многия лета!
Вы лично настроены на волну «Свободы». Способов много. Самый стабильный это наш сайт www.svoboda.org , LIVE или же в подкасте. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий. Вот историческая запись: Валерий Пономарев и легендарный тенор-саксофонист «Вестников» Бенни Голсон (так же родившийся в январе) в Новосибирске, 25 декабря 97 года. Композиция Голсона «Along Came Betty»:

Valery Ponomarev & Benny Golson - Along Came Betty – 12:19 (Valery Ponomarev & Benny Golson - Mission In Siberia – Ermatell)

«Along Came Betty», композиция Бенни Голсона. В переводе СД, вышедшего в России «Пройдемся, Бэтти» - не совсем уверен, но копирайт не мой.
Валерий Пономарев – труба; Бенни Голсон – тенор-саксофон; Игорь Дмитриев – рояль; Дмитрий Аверченков – контрабас и Сергей Беличенко – ударные. 25 декабря 1997 года, новосибирская государственная филармония.
Остается поздравить с семидесятипятилетием еще одного российского ветерана джаза Геннадия Гольштейна, который был долгое время ведущим альт- саксофонистом оркестра Иосифа Вайнштейна, а так же концертмейстером группы саксофонов оркестра. Он принимал участие в джеме в университете с музыкантами Бенни Гудмена; его композиции исполнял ансамбль Кэнонболла Эддерли. Он так же был руководителем ансамбля старинной музыки " Проанима". В настоящее время Геннадий Гольштейн преподает класс саксофонов в училище им. Мусоргского.
За сим, дорогие сетевые и коротковолновые слушатели, всех вам благ, до следующего «Времени Джаза», до следующей недели, чао, бай-бай!

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG