Ссылки для упрощенного доступа

Политолог Марк Урнов – о Кремле и проверках НКО


Марк Урнов
Марк Урнов
Какие цели преследует Кремль, проводя систематические комплексные налоговые и прокурорские проверки некоммерческих организаций? Почему накануне назначенного на 7 апреля визита Владимира Путина в Германию власти не учитывают встревоженной реакции стран Запада на такую кампанию? На эти темы в интервью РС размышляет декан факультета политологии Высшей школы экономики Марк Урнов.

– Власть чувствует, что теряет популярность. Про партию "Единая Россия" вообще говорить нечего – она не только у населения теряет популярность, но и в Кремле. Рейтинг Путина продолжает падать, несмотря на всякого рода небольшие всплески. Все это создает в Кремле некомфортное ощущение и стремление прижать любые возможные организационные формы и действия, которые просто выбивались бы из "общей линии". Иностранные фонды, ставшие объектами проверок, мне не кажутся главной целью кампании. Скорее, эта кампания демонстрирует такую линию Кремля: мы ко всем принимаем одинаковые меры, всем демонстрируем – не надо общаться с людьми "сомнительными". Такого рода нервозность власти порождает еще более негативное отношение к ней самой со стороны населения: власть ведет себя не так, как должна себя вести власть.

– Какова конечная цель этой операции против НКО? Закрытие части организаций или какой-то ясный сигнал представителям гражданского общества?

– Я не думаю, чтобы у Кремля была какая-то такая четкая стратегия: мы всех закроем. Скорее всего, просто создают атмосферу, указующую людям: не смейте вылезать, не смейте самоорганизовываться; не думайте, что любая демонстрация, которую вы организовали, любая петиция, которую вы подписали, любая инициатива, с которой вы выступили, сойдет вам с рук, если только это не прямая поддержка режима. Вот и все.

– Через неделю Владимир Путин отправляется в поездку в Германию. Берлин уже выразил озабоченность тем, что несправедливо проверяют и организации с немецким участием. Почему Кремль не смущает такая реакция со стороны западных стран, ведь она вполне ожидаема?

– Когда люди нервничают, в их действиях не стоит искать последовательности. Конечно, Путину вся эта кампания абсолютно невыгодна. Что же, разругавшись с США по поводу Магнитского, сейчас еще разругаться со всей Европой по поводу НКО? По крайней мере, некоторой части кремлевской элиты это вовсе не нужно. Либо "ориентированная на Китай", "самобытная" элита начинает "играть" на осложнения с Европой, чтобы лучше обосновать идею самостоятельного пути России, враждебности со стороны Запада, либо это просто дерготня, когда каждый начальник начинает по своему ведомству что-то проверять, имея в виду, что если он не проверит, то ему кто-то сверху скажет: "Что же ты не проверил?" Во всяком случае, это не какая-то централизованная, продуманная кампания, с планом действий – сейчас мы на этих наедем, потом на этих наедем, 90 процентов сократим, 10 оставим.

– Похоже, Кремль открывает некоторый новый этап партийного строительства. Меняется роль "Единой России", проходит съезд Общероссийского Народного фронта. На какую из этих организаций президент будет делать политическую ставку?

– С "Единой Россией" будет покончено. Не сейчас, конечно же, сейчас это глупо, все-таки Дума находится под контролем, а "Единая Россия", какая ни на есть плохонькая и странная, – все-таки структура, с помощью которой можно законы проводить. Но эту партию, думаю, будут потихонечку заменять вне Думы структурами, которые будет порождать, как мне кажется, ОНФ. "Единая Россия" страшно непопулярна, она бюрократичная, она глупая, она ведет себя странно. Путин понимает: чтобы сохранять режим, нужно иметь опору, а для опоры нужна некоторая структура.

– А ОНФ – умный и популярный, в отличие от "Единой России"?

– Помните такую замечательную французскую поговорку: "За неимением лучшего король спит со своей женой"? Другого-то ничего пока нету! Значит, надо набрать активистов, которые поддерживали бы Путина, надо из них сформировать нечто такое, что было бы не так непопулярно, как "Единая Россия", а потом постараться распиарить это дело. Расчет делается на то, что постепенно из "Единой России" будут выведены умные люди (а в партии таковые есть), возникнет что-то новое. Думаю, что такая идея бродит. Хотя из этого мало что получится: потому что проблема не в популярности общественных организаций или партий, а проблема в непопулярности власти, и прежде всего – в снижении популярности Путина, а это необратимо.

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"
XS
SM
MD
LG