Ссылки для упрощенного доступа

Обзор первых пяти номеров ежемесячника «Даунбит»


В свои 79 он, несомненно, может не сомневаться в честно заработанных звездах на погонах. Пятьдесят лет на авансцене джаза, в огне и грохоте баталий, начиная с дебюта у Арта Блейки в «Вестниках Джаза»... Он был незаменимой фигурой во втором классическом квинтете Майлза Дейвиса и он же был одним из создателей «прометеевской музыкальной машины», как пишет один из историков джаза, оркестра «Weather Report», плавильни стиля фьюжн. «Прогноз Погоды» был оркестром, родившимся из «Bitches Brew» Майлза Дейвиса – с тем же желанием развивать электронное звучание и коллективную импровизацию.
Периоды его феерической активности (особенно с другом-пианистом Хэрби Хэнкоком) сменялись непредсказуемыми исчезновениями и выныриванием то в роли лидера собственных комбо, то в роли солиста у близких по духу джазменов.
Его зовут Уэйн Шортер и он один из героев мартовского номера «Даунбита». Сегодня, как я и обещал, обзор последних публикаций ежемесячника.
А вот и мантрам: в Таганроге, Тамбове, Тарусе, Торжке, Туле, Тюмени и на любую другую букву, вы слушаете свингующее «Время Джаза». На частотах «Свободы», через спутники Hotbird и AsiaSat-3, а так же с нашего бессонного сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

Wayne Shorter Quartet - Plaza Real - 6:56 (Wayne Shorter Quartet - Without a Net – Blue Note)

«Plaza Real» композиция Уэйна Шортера. Именно композиция, не мелодия, не tune. Это пьеса Уэйна времен «Weather Report», которая стала одной из девяти композиций нового СД – «Without a Net», «Без подстраховки», диска, который вышел на «Blue Note» после сорокатрехлетнего перерыва. С Шортером, сопрано, играли: Данило Перез – рояль; Джон Патитуччи – контрабас и Браян Блейд – ударные.
Музыковед Роберт Аскрофт задал Шортеру вопрос в «Даунбите»:
- Вы сыграли новую версию «Plaza Real», которая знакома вашим поклонникам по старым дискам «Weather Report». Это нагнетание давления, сброс и новое нагнетание. Но в данной версии отсутствует именно сброс напряжения, релаксации… Это переосмысливание старых идей?
- О. да! – отвечат Уейн Шортер,- это новый подход. Я собираюсь сыграть эту вещичку с оркестром и пусть она набухает и разрастается. Я пришел к выводу, что нет ни начала, ни конца. Все спрашивают: а что было до того, как всё началось? Курица или яйцо. Для меня до того, как что-либо началось – существовал потенциал... Он меня и интересует.
- Похоже на то, что вам, как музыканту, всегда важно знать «что будет следующим?»
- Факт. Но потенциал – гораздо более глубокая тайна, чем ответ на вопрос о том, что было до начала вещей…
«Without a Net», вышедший в этом году, собран из записей гастролей квартета последних двух лет по Европе и США. Это типичная для Шортера и его единомышленников свободная импровизация, хотя некоторые темы основаны на композициях, написанных для Майлза Дейвиса («Орбиты») или же на музыке довоенного фильма «Полёт в Рио» - пьеса, в которой совершенно неожиданно Уэйн не вступает на саксофоне, а свистит.
Спонтанность, преданность интуиции, возникновению звука из ничего – и здесь остается главной движущей силой Уэйна Шортера. Он вспоминает: «Я шесть лет играл у Майлза и мы никогда не репетировали. Как можно репетировать неизвестное?»

Wayne Shorter Quartet – Orbits – 4:50 (Wayne Shorter Quartet - Without a Net – Blue Note)

«Orbits» Уэйна Шортера, «Орбиты» 21 века. Тот же состав квартета: Семидесятидевятилетний Уэйн – сопрано; Данило Перез – рояль; Джон Патитуччи – контрабас и Браян Блейд – ударные. И, для сравнения, иные «Орбиты», обриты 66 года. 46 лет разницы. Но сначала напоминание:

Спасибо Борису Павловичу из Новочеркасска. Он пишет про приемники «Ишим» и в частности уточняет, цитирую, «Последняя модель - "Ишим - 003" - с цифровой шкалой. Когда проблемы с интернетом, я слушаю джаз именно на нём». Итого, вы можете слушать на нас на коротких частотах «Свободы», из космоса через спутники Hotbird и AsiaSat-3, а так же с нашего www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции ваш - ДС.

Miles Davis Quintet – Orbits – 4:37 (Miles Davis Quintet - Miles Smiles – Columbia)

«Orbits», «Орбиты» Шортера, но другой эпохи. Трудно себе представить 66 год! Ваш ДС отпраздновал дембель и начал прогуливать занятия в Литинституте. В воздухе не то чтобы попахивало порохом, но ноздри щекотал надвигавшийся озон перемен: до весны 68-го было не так уж далеко.
Второй классический квинтет Дейвиса ослабил в октябре того 66 года связующие модального формата: темпо, метрический размер. Звук начал потихоньку ползти, сползать, расползаться. Иногда я думаю, что Жак Деррида с его любовью к деконструкции слишком много слушал музыкантов венской школы и лидеров фри-джаза…
В данном случае квинтет Дейвиса был записан 24 октября 66 года. Майлз - труба; Уэйн Шортер – тенор-саксофон; Херби Хэнкок – рояль; Рон Картер – контрабас; Тони Уильямс – ударные.
Последний раз я видел Уэйна в пяти метров от объектива моей «лейки» в ноябре прошлого года в концертном зале «Плеель». Нужно сказать, что наследник Трейна удвоил свой физический вес и объем. Он мне напомнил позднего Майлза периода коротких всхлипов, крайне ограниченных вторжений, отказа (если это отказ) от протяженности, или же, если она намечалась, дроблением ее на укороченные фразы.
Но пойдем дальше, ибо у нас впереди еще с полдюжины даунбитовских героев 2013 года. Причем современные джазмены больше не ограничены форматом воспроизведения и многие, если не большинство, пускаются в плаванье или полет по крайней мере длиною в 15 минут:

Hiromi - Suite Escapism-Reality – 5:32 (Hiromi Trio Project – Move - TelArc)

«Suite Escapism-Reality», «Сюита Эскапизм-Реальность» Хироми Уэхара. Обычно она подписывается просто – Хироми. «Сюита Эскапизм-Реальность» - это пьеса с её нового диска «Move», «Движение», которому посвящена центральная статья апрельского номера «Даунбита». Джазовый композитор и пианистка Хироми родилась 26 марта 1979 в Хамамацу, Япония. С шести лет она изучала классическое фортепьяно; в четырнадцать играла в Чешском филармоническом оркестре. Ей было семнадцать, когда Чик Кориа, гастролировавший по Японии, пригласил ее сыграть с ним. Следующий этап – получение стипендии и занятия на музыкальном факультете в Бёркли, Бостоне. Ее мэтром становится сам Ахмад Джамаль…

Ваши приемники настроены на короткие волны «Свободы». Вы слушаете нас через спутники Hotbird и AsiaSat-3, а так же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
Прежде всего, состав трио Хироми Уэхара: Хироми – рояль; Энтони Джэксон – контрабас и Саймон Филлипс – ударные.
Саймон Филлипс – пришел в джаз из рока. Он играл с Миком Джаггером и с рок-группой The Who. В каком-то смысле его роль в трио либо равнозначна роли самой Хироми, либо затмевает её.
Майкл Галлант из «Даунбита» пишет, что Хироми часто смещает центр тяжести именно на ударника, которого она, кстати, попросила сохранить все игрушки рок-ударника, всю параферналию более громоздкой, чем в джазе машины.

Hiromi – Rainmaker – 7:28 (Hiromi Trio Project – Move - TelArc)

«Rainmaker», «Насылающий дождь…» композиция Хироми Уэхара. Тот же состав трио.
В свои тридцать четыре года Хироми все еще похожа на девочку-подростка.
«Хвала небесам, она не застряла на стадии вундеркинда! – говорит контрабасист трио Энтони Джэксон.
– Бывают такие вундеркинды, которым сначала пять лет, потом 29, потом 37, а они все еще вундеркинды. Мне довелось играть со многими большими пианистами. С Хироми с первого же момента было ясно: у нее феноменальный талант, но не просто дар, а еще и накопленный опыт».
Сама пианистка, играющая и пост-боп, и прогрессивный рок, и классику и джазовые стандарты, говорит, что она чувствует себя на сцене - дома.
– Каждый раз это праздник. Это как солнечное утро!»
Хироми старается не создавать особых пауз между этими сценическими праздниками. В ближайшие недели она выступит в Стамбуле, Сан-Франциско, в Финляндии и Словакии.

Charles Lloyd - Hagar's Lullaby – 5:41 (Charles Lloyd & Jason Moran - Hagar's Song - ECM)

«Hagar's Lullaby», «Колыбельная Агари» - композиция Чарльза Ллойда с его последнего диска «Песнь Агари». Агарь - библейская рабыня, служанка Сарры, во время бездетности последней, ставшая наложницей Авраама и родившая ему сына Измаила. Флейтист и саксофонист Чарльз Ллойд собрал новый СД из восьми стандартов и шести собственных пьес, из которых пять, объединены в сюиту «Агарь».
«Песнь Агари» - диск-дуэт Чарльза Ллойда и пианиста Джейсона Морана. Ллойду и его новому СД посвящена обзорная статья майского номера «Даунбита».

Финишная прямая еженедельного «Времени Джаза». Вы можете слушать нас на коротких частотах «Свободы», через спутники Hotbird и AsiaSat-3, а так же LIVE или в подкасте с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже – ваш ДС.
Небольшой остров длиною в тридцать пять километров и шириною в десять, входящий в группу островов Чэннэл, Санта-Круз, является крупнейшим частным островом США. Санта-Круз входит в состав графства, округа, Санта-Барбара. Последняя перепись населения графства установила, что на острове проживает два человека. Эта пара – саксофонист и флейтист Чарльз Ллойд, поселившийся здесь с давней подругой и автором документального фильма о нем – Дороти Дарр.
Ллойд покинул родной Мемфис и поселился в южной Калифорнии еще в середине пятидесятых. Оркестры Лос-Анджелеса (Бадди Коллита и Джеральда Уилсона, позже Чико Хэмильтона и Кэннобола Эддерли) – были его магнитом. Здесь же, но уже в середине шестидесятых, он собрал собственный квартет с Кизом Джарретом, рояль; Сэсилом МакБи – контрабас и Джаком ДеДжонетом – ударные. Квартет играл настоящий пост-боп, но так же и фри-джаз, и соул. Гигантским хитом комбо был диск, вышедший на «Atlantic» - «Forest Flower». К удивлению многочисленных поклонников Ллойда, в 68 году Чарльз практически (если не считать нескольких сеансов звукозаписи) исчез из джаза. Реанимировал его в начале восьмидесятых французский пианист Мишель Петруччиани. В майском номере «Даунбита» опубликовано интервью Чарльза Ллойда, в котором он говорит, что его учителем был один из самых великих пианистов джаза – Финиас Ньюборн. – Именно он, - говорит Ллойд, - привил мне любовь к джазу. Когда ко мне обратился Мишель Петруччиани, я понял, что пора возвращать долг…»

Charles Lloyd - Forest Flower – Sunset – 10:17 (Charles Lloyd - Forest Flower - Live At Monterey – Atlantic)

«Forest Flower - Sunset», «Лесной Цветок, Закат» - Чарльза Ллойда. Отрывок из десятиминутной композиции. Ллойд – флейта и тенор-саксофон; Киз Джаррет – рояль; Сэсил МакБи – контрабас и Джак ДеДжонет – ударные. Джазовый фестиваль в Монтерее, 18 сентября 66 года.
Среди остальных обзорных тем первых пяти номеров «Даунбита»: вибрафонист Бобби Хатчерсон и итальянский трубач Паоло Фресу; ударник Льюис Нэш; немецкий пианист Александр фон Шлиппенбах и британский гитарист Джон МакЛохлин, который просит своих фанов не называть его Джоном МакЛафлиным…
Расстанемся мы на «Колыбельной» Дейва Брубека, которому «Даунбит» посвятил postmortem отдельное досье, так как смерть пианиста и композитора пятого декабря прошлого года застала редакторов врасплох: очередной номер уже был сверстан и отправился в печать. Добрая треть январского номера журнала посвящена жизни и творчеству Брубека:

Dave Brubeck – Lullaby – 5:08 (Dave Brubeck - Just You, Just Me – TelArc)

«Lullaby», «Колыбельная» Дейва Брубека. Сольный диск пианиста «Лишь ты да я…». Брубек писал, что в ранних сороковых он увлекся политональностью. «Колыбельная» - один из примеров политонального подхода к композиции. Она является частью контаты Брубека «La fiesta de la Posada». В данном случае запись была сделана в июне 94 года в Нью-Йорке.
За сим мне остается лишь пожелать вам весеннего настроения и удачи в делах и, назовем это, личной жизни. Подкаст этой и предыдущих выпусков «Времени Джаза» вы найдете на сайте радиостанции www.svoboda.org. Чао, оревуар, бай-бай!

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG