Ссылки для упрощенного доступа

Тело напрокат


Проходящая сейчас в Москве передвижная выставка "Тайны тела. Вселенная внутри", которую уже успел посмотреть весь мир, вызывает непрекращающиеся споры среди зрителей. Как относиться к этому бесспорно шокирующему, но и завораживающему, пугающему, но и красивому анатомическому шоу?

В начале был немец из Лейпцига Гюнтер фон Хагенс, которому посчастливилось еще в юности перебраться в Западную Германию, где он, работая в области медицинских исследований, изобрел уникальный способ сохранения трупов. Хагенс научился заменять кровь в мертвом теле жидким, но быстро застывающим прозрачным силиконом. Процесс, который ученые называют “полимерной консервацией”, позволяет изготовлять совершенные анатомические препараты, которые, собственно, и показывают на выставке.
Сперва эта затея вызвала немало шума. Еще и потому, что Хагенса подозревают в одержимости смертью. После того как он – впервые за 200 лет – совершил публичное вскрытие в Лондоне, газеты прозвали его “Доктором Франкенштейном”. Другой скандал разразился, когда Хагенса обвинили в том, что для своих коллекций он использует тела казненных преступников из Китая. Шли слухи и о том, что он скупает трупы у родственников в бедных республиках Средней Азии. Однако ни одно из этих обвинений не было доказано. В Чикаго, где мне впервые удалось посмотреть выставку Хагенса, я сам видел официальные сертификаты, доказывающие, что все трупы были добровольно завещаны анатомическому театру. Было там и завещание самого Хагенса, который пожелал после смерти стать одним из экспонатов.
Хотя ничего криминального в выставке нет, это еще не значит, что она не пугает посетителя. Экспозиция носит откровенно и намеренно макабрический характер. Это – пляска смерти, выполненная с тем некрофильским комизмом, который встречался у средневековых мастеров гротеска и современных мастеров черного юмора. Помните, как говорил у Тургенева Базаров про полюбившуюся ему Одинцову: “Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр”. Не зря эта фраза приходит на ум: выставка, как тот же Базаров, не может не шокировать. Но преодолев первый испуг и брезгливость, присмотревшись к искусно выполненным экспонатам, я не заметил в устройстве экспозиции ни цинизма, ни бравады. Скорее уж – профессиональный шик, высший пилотаж умелого препаратора, которому дали проявить мастерство и фантазию.
Все трупы чем-то заняты – один играет в футбол, другой – в бейсбол. Мы видим два ободранных, то есть лишенных кожи тела, сидящих за шахматной доской. Другой экспонат – человек, держащий на руке, как плащ, собственную кожу. Третья группа – всадник на коне, при этом у обоих обнажены мышцы. В сущности, это – целый некрополь, обитатели которого взялись нам рассказать о том, что мы собой представляем – с точки зрения анатомии.
Для многих в ней все и дело. Популярнее всего выставка среди людей, имеющих отношение к медицине: хирургов, медсестер, протезистов, массажистов. Врачи (я специально спрашивал) говорят, что по наглядности никакой медицинский институт не сравнится с выставленными здесь препаратами. Но большинство посетителей, а выставку уже посмотрело больше 4 миллионов в самых разных городах и странах, – зеваки вроде меня. И приводит их сюда не страсть к науке, а элементарное любопытство: смотреть на все это и страшно, и интересно.
Сам я никогда не увлекался медициной, даже докторов обхожу, пока могу, но и меня захватывает анатомический пафос выставки. Стоит слегка привыкнуть к красноватым, мясного цвета, экспонатам, как поражает фантастическая сложность и красота оголенного чуда – человеческого тела. Прежде всего, оно красиво – и не только тогда, когда обтянуто молодой загорелой кожей. Вскрывая структуру организма, анатом обнажает его безмерно сложное, но и логичное устройство. Это как готический собор в разрезе: все разумно, объяснимо, соразмерно, гармонично и потому прекрасно. Другое открытие – компактность нашего тела. Говорят, что в автомобиле "Ягуар" все детали пригнаны с такой точностью, что под капот нельзя вставить спичку. Однако никакому инженеру и даже часовщику не добиться того функционального совершенства, с которым собрано наше тело.
Выставка позволяет последовательно проследить за всеми этапами такой "сборки". Голый скелет, кости с мышцами, труп с органами и без, отдельно – кровеносные сосуды, наконец – тело, из которого удалено все, кроме нервов (писательский экспонат). И все это входит друг в друга, как части китайской головоломки. И все это есть в каждом из нас! Без труда и таланта, без усилий и прилежания мы получили в распоряжение шедевр.
Может быть, это звучит наивно, но на этой выставке я впервые ощутил острое чувство ответственности за свое тело, как будто и впрямь получил его напрокат.
Так я бросил курить.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG