Ссылки для упрощенного доступа

Чрезвычайное футбольное положение


Президент ФИФА Зепп Блаттер объявляет о предоставлении России права повести чемпионат мира по футболу 2018 года. Цюрих, 2 декабря 2010 г
Президент ФИФА Зепп Блаттер объявляет о предоставлении России права повести чемпионат мира по футболу 2018 года. Цюрих, 2 декабря 2010 г
Президент России Владимир Путин подписал "Закон о подготовке и проведении в России чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года". Дела предстоят серьезные, и проявление заботы разумно и своевременно. Однако юридическими основаниями и последствиями дальнейших подзаконных действий мало кто заинтересовался. Исключение – опубликованная 10 июня на сайте "Грани.Ru" жесткая статья Льва Левинсона.

Автор детально обсуждает юридический казус "чрезвычайного футбольного положения", которое вводится "на территории всех субъектов Федерации, где будут располагаться связанные с чемпионатом объекты и проводиться соответствующие мероприятия". Мероприятия предстоят непростые. На протяжении пяти лет на всей территории РФ можно будет произвольно изымать земли и имущество у любых владельцев, рубить леса "без ограничений, предусмотренных лесным законодательством", загрязнять окружающую среду, упразднять трудовые права.

Кроме того, под действия "футбольного закона" попадают не только стадионы и тренировочные базы, но и "необходимые для осуществления мероприятий объекты социальной, транспортной, инженерной и иных инфраструктур".

Сам чемпионат будет сопровождаться чрезвычайными мерами безопасности, включая "ограничение на въезд и (или) временное пребывание граждан и проживание граждан".

Закон о футболе отменяет российское законодательство не в одном субъекте Федерации, как было сделано в Краснодарском крае и Приморье в преддверие Олимпиады-2014 в Сочи и саммита АТЭС-2012 во Владивостоке соответственно, а на всей территории страны. Кроме того, налицо казус внешнего вмешательства в дела российские. "Какая-то FIFA, международная организация с неопределенным статусом, будет определять правовой режим в стране!"

Статья завершается риторически. "По публикуемым экспертным оценкам, из консолидированного бюджета предполагаются траты в размере около 620-630 миллиардов рублей. Стоит ли того футбол?.."

Непростой вопрос. Отвечая на него, придется поразмышлять и о причинах учреждения "чрезвычайного футбольного положения". А вдруг принятие футбольного закона оправданно и неизбежно?

Сколько стоит российский футбол? Начнем с запросов "покупателей". Первый из них – власть. Исторически сложилось так, что футбол занял особое место не только в спорте, но и в управлении интересами и досугом народных масс. В начале 20-х годов идеологи революции требовали отказа от наследия буржуазной атлетики, сокольской гимнастики и индивидуализма в спорте. Другое дело – пролетарский футбол, который родом из дореволюционных рабочих команд, опоры красных боевиков революции. Революционная игра становилась основой допризывной, армейской и чекистской военно-физической подготовки. Еще – укрепление пролетарского единства, встречи команд Красного спортивного интернационала. Товарищ Сталин одобрительно отнесся к демонстрации футбольной игры на Красной площади. На протяжении многих десятилетий футбол негласно считался "партийным видом спорта". Как говорят психоаналитики, архетип сложился, и никуда от него не денешься.

Одна беда: выступления российских национальных команд подъему патриотизма, мягко говоря, не содействуют. Разве что на матчах ЧМ-2018 сработает заветный фактор домашних стен…

Всемирный покупатель – системы СМИ. Событий и скандалов в футбольном мире невпроворот. Развал прежней системы подготовки футболистов компенсирован ангажированием и перепродажей зарубежных профессионалов. Миллионные гонорары иноземных чудо-тренеров и их последующее развенчание. Разоблачение "договорняков"… В каждом выпуске спортивных известий, на каждом спортивном сайте центральное место принадлежит футболу. Уберите футбол из массового сознания – и чем заполнится пустое место? А вдруг не спортом?..

Солидный покупатель – политик. После того как Украина получила право на проведение Евро-2012, Григорий Суркис обнадежил: реализация футбольного проекта станет национальной идеей, воодушевляющей независимую страну. Недавно Виталий Мутко в беседе с корреспондентом "Газеты.Ru", пообещал: "В 2018 году мы увидим совсем другую Россию".

Покупатель – мир экономики. Дмитрий Медведев: "Мероприятие такого уровня – еще одна возможность для привлечения частных инвестиций. Грех этим не воспользоваться! Мы должны сделать все возможное для создания туристической инфраструктуры в стране".

Покупатели есть. Футбол того стоит. Остается организовать небывалое по размаху футбольное предприятие, запустить механизмы крупномасштабного развития. Известно, что управление развитием – дело чрезвычайно сложное, чреватое неожиданностями и рисками. Азбучные истины менеджмента: на смену административным методам приходят действия инициативных проектных и программных команд. Управленцы высшего уровня способны реагировать на сложные ситуации и принимать решения, не дожидаясь долгосрочных согласований и утверждений. В управлении крупномасштабными проектами команды объединяются в системно организованные сети. Целостность системы действий, отслеживание лучших решений и предупреждение рисков обеспечивает куратор сети.

"Какая-то FIFA, международная организация с неопределенным статусом, будет определять правовой режим в стране!.." Пожалуй, здесь Лев Левинсон погорячился. Международная федерация футбола привычно считает оргкомитеты городов ЧМ-2018 субъектами сети и намерена выполнять обязанности ее куратора.

С теорией менеджмента не поспоришь. Вот только с практикой управления развитием в России, мягко говоря, не все ладно. Дело это хлопотное, чреватое уменьшением авторитета власти и монополии в распределении средств. А время не терпит: "Взялся за гуж, не говори, что не дюж, назад раки ходят!" Бог с ним, с управлением проектами и командами. Выход найден: футбольный закон и строгий контроль его исполнения. В режиме чрезвычайного положения. Не щадя затрат!

Не забыть бы одно обстоятельство. В пространстве власти действует отнюдь не безукоризненная бюрократическая вертикаль. Рядом и переплетаясь с ней живет мир криминала. И он организован по передовым принципам сетевого управления.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG