Ссылки для упрощенного доступа

Экономист Давиде Тентори – об общем рынке США – ЕС


Президент США Барак Обама и глава Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу объявили о начале переговоров о заключении двухстороннего соглашения о свободной торговле между США и Евросоюзом.

Председательствовавший на недавнем саммите "Большой восьмерки" в Северной Ирландии премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон назвал это соглашение "величайшим двухсторонним торговым соглашением в мировой истории". Значение этого договора для международной торговли в интервью РС оценивает экономический эксперт британского Королевского института международных отношений Chatham House, специалист по глобальной экономике и торговле Давиде Тентори.

– Это соглашение, если оно будет достигнуто, действительно можно назвать величайшим двухсторонним соглашением в истории, поскольку совокупный торговый оборот сторон, которые его подпишут, составляет 30 процентов объема мировой торговли. Одна эта цифра красноречиво говорит о масштабе соглашения. Переговоры начнутся в июле и, по всей видимости, продлятся не менее двух лет. Их организаторы рассчитывают на полтора года, однако не думаю, что они смогут уложиться в этот срок. Столь всеобъемлющие и сложные переговоры потребуют намного больше времени. Формально целью переговоров является торговое соглашение, но на деле они затронут более широкие экономические сферы, в частности, будут рассматриваться вопросы либерализации взаимных инвестиций в экономику и регламентирование и упрощение юридических процедур создания промышленных предприятий и других форм бизнеса. Так что в целом это соглашение окажет огромное позитивное влияние на экономику обеих сторон.

– Какие конкретно выгоды преследуют США и Евросоюз, заключая это торговое соглашение?

– Экономисты пытаются посчитать, какие выгоды получат рядовые потребители в странах Евросоюза. Эти подсчеты показывают, что в среднем соглашение сулит увеличение покупательной способности отдельной европейской семьи на пятьсот евро в год. Точную сумму реального увеличения потребительского потенциала европейца сейчас еще трудно подсчитать, поскольку мы не знаем содержания соглашения. Американцы также рассчитывают, что соглашение будет способствовать укреплению экономики и росту ВВП. Ликвидация торговых и таможенных барьеров между США и Евросоюзом сулит американскому потребителю реальное снижение потребительских цен и расширение торгового ассортимента. Этому будет способствовать появление европейцев на американском рынке, что стимулирует конкуренцию.

Простой пример: сейчас существует запрет для европейских авиакомпаний заниматься перевозками на внутренних американских линиях. Со снятием этого запрета и появлением конкурирующих европейских авиакомпаний цены на авиабилеты неизбежно пойдут вниз. Сейчас в Евросоюзе действуют высокие таможенные пошлины на ряд американских товаров, некоторые из них даже запрещены к ввозу в ЕС. Со снятием этих барьеров возникшая конкуренция неизбежно повлияет на снижение цен на европейском рынке. Еще один пример – сельское хозяйство. Это сектор тщательно охраняется жестким регулированием и таможенными барьерами как в Евросоюзе, так и в США. Если эти барьеры исчезнут, в выгоде останутся потребители, поскольку цены на овощи и фрукты снизятся. Еще одна сфера экономики, которая потребует урегулирования, – стандарты и специфика работы электропромышленности, которые нужно будет привести к общему знаменателю. Это касается даже напряжения в электросети. Если европейцам и американцам удастся прийти к соглашению в этой сфере, то и здесь неизбежно снизятся цены на электротовары и электрооборудование.


– Есть ли у этого торгового проекта противники?

– Наиболее резкая критика исходит от Китая. Его можно понять: это торговое соглашение практически исключает Китай из глобального процесса либерализации торговли, поскольку США намерены заключить еще несколько очень амбициозных торговых соглашений со странами Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Китай окажется в изоляции, и на этом фоне дешевизна его потребительских товаров уже не будет столь привлекательной. И здесь с неизбежностью должна будет возникнуть идея торговой кооперации этих трех крупнейших регионов мира. Конечно, значительное давление на переговоры между США и Евросоюзом будет исходить от могущественных американских и европейских лобби, не заинтересованных в утрате торговых монополий и контроля за рынками сбыта. Это может повлиять на результаты переговоров. Однако, если на них обе стороны придут к взаимовыгодному соглашению, это может подстегнуть и другие страны, в частности Китай, начать процесс либерализации своих экономик. И конечно, это окажет очень позитивное влияние на глобальную экономику, – сообщил РС экономический эксперт британского Королевского института международных отношений Chatham House Давиде Тентори.
XS
SM
MD
LG