В испанской Памплоне, столице провинции Наварра, продолжается фиеста Сан-Фермин, одна из непременных составляющих которой – забег людей по улицам с выпущенными из загона быками, называемый "энсьерро". Хотя это далеко не единственная традиция праздника, известного с XIII века, защитники животных всегда обвиняют его устроителей в издевательстве над животными.
Праздник Святого Фермина 6 июля этого года начался, как всегда, с запуска пороховой ракеты с балкона мэрии Памплоны. Церемония, существующая многие десятилетия, на этот раз впервые задержалась на 20 минут – полиции пришлось убрать огромный баскский флаг, который мешал запуску ракеты. Баскские сепаратисты вывесили его с целью обратить на себя внимание. Огромной толпе на площади перед мэрией и на соседних улицах пришлось немного подождать. Затем все проходило по традиции: под звуки оркестров участники праздника откупорили шампанское и опорожнили его во славу Святого Фермина.
Главные события развернулись на следующий день. Ровно в восемь доставленные накануне в город быки, которые участвуют в вечерней корриде, были выпущены из загона, устроенного на окраине города. Животные должны самостоятельно пробежать до арены для боя быков 849 метров. Участники забега, несколько сотен любителей острых ощущений, называемых "мозос", выбежали на маршрут раньше животных.
Обычно "энсьерро" занимает всего две с половиной минуты. Животные очень быстро догоняют участников забега и беспощадно сбивают с ног всех, кто оказывается недостаточно расторопным. Многие присутствующие, среди которых немало иностранцев, облачены в традиционную одежду этих мест – белые рубахи, брюки или юбки, с красным поясом и красным шейным платком. Вечером под звуки пасодобля начинается коррида, которая продолжается несколько часов. В следующие дни на неделе все повторяется – и пробежка с быками, и коррида, и, главное, гуляния с потреблением огромного количества вина во славу святого.
Большинство испанцев считает, что основным слагаемым праздника являются выступления самодеятельных коллективов, называемых "пенья", что-то вроде обществ поклонников Святого Фермина, правда, сугубо светских. Их несколько десятков, в том числе иностранных – например, "пеньи" приезжают даже из США, где праздник Сан-Фермин давно стал известен благодаря книгам Эрнеста Хемингуэя. Как уверен житель Памплоны Иньяки Соатеги, в наши дни именно "пеньи" – душа праздника в Памплоне:
"Они неповторимы – благодаря своему юмору, своему оптимизму, своим проделкам. Именно они создают атмосферу веселья. Ведь у корриды как таковой с каждым днем все меньше поклонников. Не всем теперь нравится средневековая кровавая забава с быками, многие ее открыто осуждают".
Ежедневно в праздник, который продолжается с 6 по 14 июля, "пеньи" устраивают шествия по многолюдным в эти дни улицам Памплоны под звуки своих оркестров, танцуют, распевают частушки на злобу дня и норовят перекричать и друг друга, и оркестры. Любимая забава – загримировать одного из членов компании под известную личность, к примеру, какого-нибудь футболиста, и объявить в праздничной толпе о присутствии знаменитости. Раздавая автографы, в основном ничего не подозревающим девушкам-иностранкам, подобная "знаменитость" требует от них поцелуя под хохот и прибаутки других участников "пеньи". Поначалу "пеньи" были своеобразными мужскими клубами, куда женщин не пускали. В последние три десятилетия ситуация изменилась и женщины стали даже руководить многими этими кружками.
Но у фиесты Сан-Фермин есть много противников. В первую очередь члены обществ защитников животных РЕТА и Anima Naturalis, которые приезжают сюда ежегодно, уже 13-й год подряд, из разных городов Испании и даже из-за рубежа, чтобы выразить свой протест против, как они считают, издевательства над быками. На этот раз защитники животных, полсотни женщин и мужчин, в знак протеста разделись на улице, обмазали себя красной краской, прикрепили к голове рога и встали в черные картонные гробы.
Как считает один из активистов мадридского филиала организации Anima Naturalis Мигель Рахола, для быка, как и для любого другого животного, столкновение с человеком, непривычная обстановка, шум толпы, крики, взрывы петард, тесное пространство старых городских улиц – это тяжелейший стресс:
"Традиционный забег с быками на празднике Сан-Фермин в Памплоне – это демонстрация удали и мальчишеского героизма за счет физических и психологических страданий животных. Защитники корриды и защитники "энсьерро" любят ссылаться на некие вековые культурные традиции и еще, если говорить о забеге по улицам, на то, что во время таких мероприятий якобы не проливается ничья кровь. Но мало ли какие культурные традиции существовали в истории человечества столетия назад! Публичное сожжение еретиков, аутодафе, тоже было у нас культурной традицией, и рабство когда-то считали частью культуры, и ведение войны с целью грабежа. Это не культура, это варварство! И крови на всех так называемых "фестивалях" подобного рода также проливается очень много. Быки получают травмы, глубокие раны и переломы. А люди иногда гибнут, причем никто не может связно объяснить – во имя чего? И все это зрелище, полное боли и нездорового возбуждения, такого, что пробуждает самые первобытные и агрессивные инстинкты, почему-то до сих пор называется праздником.
Мы продолжим бороться с этой косной традицией. Мы каждый год устраиваем так называемые человеческие энсьерро – чтобы показать, что животные чувствуют точно такие же страх, боль, страдание, как и люди. Мы всегда придумываем что-то новое. Но наша цель – не поразить чье-то воображение оригинальной театральной постановкой, а сделать так, чтобы прохожие и зрители, политики и чиновники задумались именно над тем, насколько отвратительно выглядит то, на что они сейчас смотрят, – и это, по сути, то же самое зрелище, которое начнется скоро и официально и будет многими восприниматься с радостью. Это искривление человеческого сознания, но его можно выправить!"
Праздник Святого Фермина 6 июля этого года начался, как всегда, с запуска пороховой ракеты с балкона мэрии Памплоны. Церемония, существующая многие десятилетия, на этот раз впервые задержалась на 20 минут – полиции пришлось убрать огромный баскский флаг, который мешал запуску ракеты. Баскские сепаратисты вывесили его с целью обратить на себя внимание. Огромной толпе на площади перед мэрией и на соседних улицах пришлось немного подождать. Затем все проходило по традиции: под звуки оркестров участники праздника откупорили шампанское и опорожнили его во славу Святого Фермина.
Главные события развернулись на следующий день. Ровно в восемь доставленные накануне в город быки, которые участвуют в вечерней корриде, были выпущены из загона, устроенного на окраине города. Животные должны самостоятельно пробежать до арены для боя быков 849 метров. Участники забега, несколько сотен любителей острых ощущений, называемых "мозос", выбежали на маршрут раньше животных.
Обычно "энсьерро" занимает всего две с половиной минуты. Животные очень быстро догоняют участников забега и беспощадно сбивают с ног всех, кто оказывается недостаточно расторопным. Многие присутствующие, среди которых немало иностранцев, облачены в традиционную одежду этих мест – белые рубахи, брюки или юбки, с красным поясом и красным шейным платком. Вечером под звуки пасодобля начинается коррида, которая продолжается несколько часов. В следующие дни на неделе все повторяется – и пробежка с быками, и коррида, и, главное, гуляния с потреблением огромного количества вина во славу святого.
Большинство испанцев считает, что основным слагаемым праздника являются выступления самодеятельных коллективов, называемых "пенья", что-то вроде обществ поклонников Святого Фермина, правда, сугубо светских. Их несколько десятков, в том числе иностранных – например, "пеньи" приезжают даже из США, где праздник Сан-Фермин давно стал известен благодаря книгам Эрнеста Хемингуэя. Как уверен житель Памплоны Иньяки Соатеги, в наши дни именно "пеньи" – душа праздника в Памплоне:
"Они неповторимы – благодаря своему юмору, своему оптимизму, своим проделкам. Именно они создают атмосферу веселья. Ведь у корриды как таковой с каждым днем все меньше поклонников. Не всем теперь нравится средневековая кровавая забава с быками, многие ее открыто осуждают".
Ежедневно в праздник, который продолжается с 6 по 14 июля, "пеньи" устраивают шествия по многолюдным в эти дни улицам Памплоны под звуки своих оркестров, танцуют, распевают частушки на злобу дня и норовят перекричать и друг друга, и оркестры. Любимая забава – загримировать одного из членов компании под известную личность, к примеру, какого-нибудь футболиста, и объявить в праздничной толпе о присутствии знаменитости. Раздавая автографы, в основном ничего не подозревающим девушкам-иностранкам, подобная "знаменитость" требует от них поцелуя под хохот и прибаутки других участников "пеньи". Поначалу "пеньи" были своеобразными мужскими клубами, куда женщин не пускали. В последние три десятилетия ситуация изменилась и женщины стали даже руководить многими этими кружками.
Но у фиесты Сан-Фермин есть много противников. В первую очередь члены обществ защитников животных РЕТА и Anima Naturalis, которые приезжают сюда ежегодно, уже 13-й год подряд, из разных городов Испании и даже из-за рубежа, чтобы выразить свой протест против, как они считают, издевательства над быками. На этот раз защитники животных, полсотни женщин и мужчин, в знак протеста разделись на улице, обмазали себя красной краской, прикрепили к голове рога и встали в черные картонные гробы.
Как считает один из активистов мадридского филиала организации Anima Naturalis Мигель Рахола, для быка, как и для любого другого животного, столкновение с человеком, непривычная обстановка, шум толпы, крики, взрывы петард, тесное пространство старых городских улиц – это тяжелейший стресс:
"Традиционный забег с быками на празднике Сан-Фермин в Памплоне – это демонстрация удали и мальчишеского героизма за счет физических и психологических страданий животных. Защитники корриды и защитники "энсьерро" любят ссылаться на некие вековые культурные традиции и еще, если говорить о забеге по улицам, на то, что во время таких мероприятий якобы не проливается ничья кровь. Но мало ли какие культурные традиции существовали в истории человечества столетия назад! Публичное сожжение еретиков, аутодафе, тоже было у нас культурной традицией, и рабство когда-то считали частью культуры, и ведение войны с целью грабежа. Это не культура, это варварство! И крови на всех так называемых "фестивалях" подобного рода также проливается очень много. Быки получают травмы, глубокие раны и переломы. А люди иногда гибнут, причем никто не может связно объяснить – во имя чего? И все это зрелище, полное боли и нездорового возбуждения, такого, что пробуждает самые первобытные и агрессивные инстинкты, почему-то до сих пор называется праздником.
Мы продолжим бороться с этой косной традицией. Мы каждый год устраиваем так называемые человеческие энсьерро – чтобы показать, что животные чувствуют точно такие же страх, боль, страдание, как и люди. Мы всегда придумываем что-то новое. Но наша цель – не поразить чье-то воображение оригинальной театральной постановкой, а сделать так, чтобы прохожие и зрители, политики и чиновники задумались именно над тем, насколько отвратительно выглядит то, на что они сейчас смотрят, – и это, по сути, то же самое зрелище, которое начнется скоро и официально и будет многими восприниматься с радостью. Это искривление человеческого сознания, но его можно выправить!"