Ссылки для упрощенного доступа

Обвиняемые в убийстве Политковской не признают доказательств


Анна Политковская в офисе "Новой газеты"
Анна Политковская в офисе "Новой газеты"
Защита обвиняемых в причастности к убийству обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской просит признать недопустимыми и исключить из дела ряд доказательств обвинения. Подсудимые заявляют, что в перерывах между слушаниями конвой и "люди в штатском", угрожая физической расправой, требуют от них прекратить общение с адвокатами. Слушания проходят в Московском городском суде с участием присяжных, но без потерпевших, которые заявили, что считают этот процесс нелегитимным.

В четверг присяжных, которым предстоит разобраться в деле об убийстве Анны Политковской в суд не вызывали – ранее стороны пришли к соглашению о том, что весь день посвятят обсуждению списка доказательств стороны обвинения. Еще до начала разбирательства были известны претензии защиты к некоторым документам, содержащимся в деле, а в ходе первого процесса пятилетней давности именно из-за допустимости ряда доказательств разворачивались основные баталии между адвокатами и прокурорами.

Как и несколько лет назад, защита ставит под сомнение законность получения и достоверность детализаций телефонных переговоров между братьями Махмудовыми. Одного из них – Рустама – следствие называет убийцей Анны Политковской, двух других – Джабраила и Ибрагима – его пособниками. Детализация телефонных разговоров, по мнению следствия, подтверждает, что Махмудовы координировали свои действия в день убийства и сообщали друг другу о передвижениях журналистки. Кроме того, защита должна доказывать, что Сергей Хаджикурбанов, которому отводят роль одного из организаторов, получал поручения руководить преступной группой в отсутствие Лом Али Гайтукаева (по версии обвинения, именно он разработал план преступления и нашел его исполнителей). Однако достоверность биллинга у адвокатов вызывает сомнения.

"Поскольку на прошлом судебном процессе возникала ситуация, когда по повторному запросу в суд приходили детализации с телефонными соединениями, которых не было в ранее полученных детализациях, мы обратили внимание председательствующего на это обстоятельство и поставили перед ним вопрос о том, чтобы в сотовых компаниях запросили непосредственно источники данных доказательств, а именно – жесткие диски серверов, на которых фиксируется лог-файл с телефонными соединениями абонента, – рассказывал журналистам защитник Сергея Хаджикурбанова Алексей Михальчик, – именно с этим лог-файлом можно работать, его можно проверить, можно пригласить специалистов, которые дадут заключение об оригинальности этого лог-файла, о том, что, допустим, с ним не производилась компиляция и изменение его содержания". Суд на это заявление защиты пока не ответил. Как не ответил и на требования адвокатов признать недопустимыми заключение комплексной баллистической экспертизы и экспертизы одного из автомобилей. По мнению защиты, эти доказательства оформлены ненадлежащим образом.

Высказываться на этот счет гособвинители будут в понедельник, 29 июля. В четверг же Рустам Махмудов заявил в суде о беспрецедентном давлении на подсудимых со стороны конвоя и просил председательствующего вмешаться в ситуацию. Но судья Мелехин предложил жаловаться не ему, а прокурорам и начальнику конвоиров.

"Рустам Махмудов рассказал о том, что всех обвиняемых после предыдущего заседания некие люди в гражданской одежде и конвойная служба Мосгорсуда завели в комнату без номера, закрыли. После чего подошли еще несколько человек (в одной руке – электрошокер, в другой – оружие) и заявили: "Вы не должны общаться со своими адвокатами", – поясняет адвокат Лом Али Гайтукаева Муслим Джамалдинов. – Нашим подзащитным угрожали в том числе физическим устранением. Но судья устраняется от этого, делает вид, что ничего не замечает, просит всех обвиняемых обращаться к Колокольцеву, в МВД, в Службу судебных приставов. Несмотря на то что закон обязывает судью устранять данные нарушения. Судья вправе вынести частное определение, в том числе заявлять в те или иные органы. Мы будем писать во все основные уполномоченные органы, чтобы устранили данное обстоятельство. Если все это будет продолжаться далее, мы вообще рискуем остаться без своих подзащитных на следующем судебном заседании по причине того, что их может физически просто не быть рядом с нами".

Обозреватель "Новой газеты" Анна Политковская была убита в подъезде собственного дома 7 октября 2006 года. Первое разбирательство по этому делу проходило в Московском окружном военном суде в 2008-2009 годах и закончилось оправдательным вердиктом присяжных. Однако впоследствии оправдательный приговор был отменен Верховным судом РФ по протесту прокуратуры, дело вернули на доследование и, спустя 4 года, оно вновь вернулось в суд, но на этот раз – Московский городской.
XS
SM
MD
LG