Ссылки для упрощенного доступа

Номер 112 – плюсы и минусы


С 12 августа в России вызов службы экстренной помощи 112 будет доступен не только с мобильных, но и со стационарных телефонов. Традиционные номера экстренных служб 01, 02, 03 и 04 будут работать параллельно со службой "112" до 2017 года. Предполагается, что к этому сроку служба "112" станет доступна во всех российских регионах. Сейчас она действует на территории Курской области. Пилотные системы службы запущены в Татарстане, Астраханской и Тульской областях.

Предполагается, что по единому номеру 112 можно будет вызвать пожарных, сотрудников МЧС, полицию, скорую помощь и службу медицины катастроф. Кроме того, по словам одного из разработчиков системы – заместителя начальника управления информационных технологий и связи МЧС Сергея Могильникова, по этому же номеру можно будет вызвать аварийную службу газа и службу "антитеррор". Также в ряде регионов к системе-112 будут подключены различные службы жилищно-коммунального хозяйства. По мнению Могильникова, за четыре года работы в Курской области система-112 вызова экстренных служб показала себя с хорошей стороны:

"Существует реальная статистика по Курской области, где система-112 уже работает. Мы подсчитали, что время совместного реагирования оперативных служб на экстренный вызов сократилось на 15 минут. При этом время реагирования служб ЖКХ на звонки об экстренных происшествиях сократилось на два часа. Мы заметили, что после внедрения единой системы-112 экстренно-оперативные службы освободились от звонков, не являющихся экстренными ", – рассказал Сергей Могильников.

Почему же система-112 внедряется в России так долго? Вероятно, из-за того, что за ее создание отвечает не одно, а сразу несколько ведомств. МЧС разрабатывает систему оперативного реагирования, а за ее связь с сетью общего пользования отвечает Минкомсвязи. Кроме того, финансировать систему-112 должны региональные власти, которым не до нее. Эксперт издания "Независимое военное обозрение" Виктор Мясников напоминает еще об одной важной проблеме оказания экстренной помощи в России – инфраструктура страны неоднородна. Если в крупных городах надежда на быстрое прибытие скорой или пожарной помощи еще есть, то в отдаленных районах без дорог и машин скорой помощи ее очень и очень мало:

"В больших городах еще все более-менее в порядке – и с дорогами, и с устройством связи. А взять малонаселенные территории, где население живет в разбросанных друг от друга поселках, – в той же Якутии и других северных районах, на Дальнем Востоке, там существуют проблемы не только с мобильной связью, но и с оказанием реальной помощи. Там скорая и пожарная помощь находятся в одном поселке, а состояние дорог очень сильно зависит от сезона, мягко говоря. Поэтому мне трудно говорить об эффективности системы-112. В российской глубинке нужно решать транспортные и дорожные проблемы. Вспомним эту чудовищную ситуацию, когда в апреле этого года в одном из психоневрологических диспансеров Подмосковья случился пожар. Погибли 38 человек. Это случилось потому, что пожарные машины вынуждены были делать огромный крюк, чтобы добраться до больницы, – там не было дорог! Даже при самой хорошей работе связи многое зависит от местной транспортной инфраструктуры. А на большей части российской территории она в очень плохом состоянии", – считает эксперт "Независимого военного обозрения" Виктор Мясников.

Журналист Ирина Воробьева – одна из организаторов добровольческого отряда "Лиза Алерт", который занимается поиском пропавших людей. Ей приходится постоянно контактировать с российскими экстренными службами, звонить по номеру 112, и Ирина полагает, что до оперативности европейских служб российским пока далеко:

" Я могу сказать как обыватель. Последние два раза, когда я звонила по номеру 112 из Москвы, были связаны с необходимостью вызвать полицию. Оба раза мне приходилось ждать огромное количество времени для того, чтобы меня хотя бы соединили с оператором. Все время звучала прекрасная музыка и приятный женский голос сообщал, что чуть попозже они меня соединят. На мой взгляд, когда человек обращается в полицию, это значит, что у него произошла какая-то экстренная ситуация, и совершенно недопустимо соединять так долго. Что касается дел, связанных с поисками пропавших – когда люди обращаются на 112 и говорят, что они пропали в лесу, насколько я знаю, сейчас их перенаправляют в полицию. Бывает, что операторы экстренных служб пытаются вывести их по телефону. Но того, чтобы на место немедленно отправлялись какие-то машины с сиренами, – этого, конечно, нет. У нас, к сожалению, уже были случаи, когда люди обращались на 112 и говорили, что они потерялись в лесу, и их не смогли вывести, к сожалению. И нам приходилось ехать и доделывать эту работу", – говорит Ирина Воробьева.

О работе службы 112 в странах Европейского Союза рассказывает корреспондент РС в Берлине Юрий Векслер:

В Германии, позвонив по единому для европейских стран номеру экстренной помощи 112, вы будете быстро переключены на одну из трех служб: в службу спасения жизни (аналог «Скорой помощи»), в пожарную часть или в полицию. До этого позвонивший должен ответить на четыре вопроса: Где возникла экстренная ситуация?","Что именно произошло?", "Число пострадавших?",
"Диагноз или вид ранения?" Звонящего просят оставаться у телефона для возможных уточняющих вопросов и сообщения о принятом решении. Для связи с той же единой службой спасения существуют также специальные столбы с телефоном связи. Они есть, в частности, на автобанах и в тоннелях. Как правило, помощь приходит очень быстро, в течение нескольких минут. Говорю из опыта вызова дорожной полиции при ДТП и вызова скорой помощи, которая, кстати, не интересуется возрастом того, кому помощь необходима. Данные о пострадавшем уточняются на месте. Сложнее, если сигнал о помощи в виде звонка по номеру 112 поступил не непосредственно от пострадавшего или находящихся вблизи его, а от тех, кто принял другого типа сигналы бедствия, например при лавинах в горах, при бедствии на воде.

Ложный вызов служб по телефону 112 наказуем по закону о подаче ложных сигналов тревоги. Несмотря на то, что с введения общеевропейского номера 112 в 1991 году прошло более 20 лет, многие европейцы о нем до сих пор как о едином номере не знают. По данным на 2008 год знавших о возможности звонить по единому номеру в Евросоюзе в целом было 22 процента, о чем было специальное сообщение ЕС с призывом усилить пропаганду знаний о службе 112. За последние годы ситуация с информированностью улучшилась, в
Ложный вызов служб по телефону 112 наказуем в ЕС по закону о подаче ложных сигналов тревоги
Германии уже 76 процентов граждан набирают 112. Но все равно многие продолжают как прежде в случае необходимости вызова полиции, да и по другим экстренным поводам звонить по также бесплатному, как и 112, и по-прежнему действующему номеру вызова полиции 110, а в случае необходимости срочной медицинской помощи звонят по номеру центральной службы машин скорой помощи. Последнее, однако, является удлинением процесса предоставления помощи. Я вспоминаю эмигрантский анекдот: бывшего москвича, живущего в Германии, спрашивают, что он будет делать, если начнется пожар. Он отвечает: «Побегу к телефону и наберу 007 495 01». В целом в современной Германии люди хорошо знают, например, что при признаках инфаркта или инсульта не следует пытаться идти или ехать самому в больницу или просить кого-нибудь из родных отвезти туда – надо звонить по номеру 112 и ждать помощи, которая будет воистину скорой.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG