Ссылки для упрощенного доступа

Генеральный ремонт образования



Как показал многолетний опыт проведения реформ в сфере российского образования, любые изменения обречены на неудачу, если им противостоит человеческий фактор. В России более миллиона людей занимаются педагогической деятельностью, и большая их часть продолжает традиции советской школы, основанные на ценностях индустриального общества и авторитарного государства.
Что изменилось за последнее время в философии образования, рассказала президентом Межрегиональной тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева.


Уже более 20 лет я работаю в педагогическом образовании и наблюдаю такую ситуацию: в разных городах, в разное время всегда есть постоянный процент людей, которые приходят именно в педагогическую профессию. Он любят учить и учиться, так и живут - обучаясь и получая новые знания. Другое дело, что сейчас, как мне кажется, наступил момент, когда не просто что-то в образовании ремонтируется, а происходит, что называется, генеральный ремонт. Поэтому учителям сложно самим разобраться, что действительно нужно, а что стоит кардинально поменять.

Целые десятилетия в нашей системе высшего образования учили педагогике, психологии одним образом, а сейчас изменились ценностные, глубинные вещи и, конечно, это сложный процесс. То есть речь идет не просто о новых технологиях: надо заново пересмотреть, что есть вообще образование в современном мире.

Известный педагог Ушинский, когда закладывал наши отечественные педуниверситеты, говорил, что есть такой слой знаний – культура и философия образования. Ведь мы все хорошо понимаем, что на уровне государства образование, медицина, культура – это не только услуги, поэтому и государство должно здесь какой-то уровень держать. И этот уровень, мне кажется, как раз связан с философией образования. Ценность и непохожесть сегодняшнего момента заключается в том, что учителям предстоит не просто повышение квалификации, которое было все время, начиная с советского времени, а в том, что сейчас философски меняются сами ценности образования. И надо заново обучать преподавателя, чтобы он понимал, что кроме массовой педагогики, есть индивидуальное отношение к ребенку. Есть понятие работы с образовательным заказом, потому что и родитель чего-то хочет.

2400 лет назад возникла Платоновская академия, она была частная, но эта частная философская школа задала ценности политикам многих времен. Так вот, сейчас должна сформироваться философская школа отечественного образования. У нас огромная страна, огромное число частных школ, но, заметьте, нет ни одного частного педагогического университета. Я говорю о том, что мы должны, делая глубинные изменения, поднимать этот пласт – менять философию образования.

Каждый учитель, оценив нынешнюю ситуацию, должен для себя решить, хочет ли он свою профессиональную жизнь менять. Если он видит только сегодняшний день, пожалуйста, пусть нарабатывает методики, узнает больше про ребят, и, может быть, до конца своей профессиональной деятельности замечательно доживет. Но есть учителя, которые мыслят стратегически, им неинтересно продвигаться вперед по миллиметру, и им-то надо объяснить, что нарастают другие профессии, что меняется сам тип отношений в образовании, что ты уже не учишь, а делаешь что-то другое, и надо с этим разбираться.

Я бы точно сказала, что сейчас грядут изменения, очень большие, в сфере, которая связана с профессиональным развитием учителя. И поскольку неопределенность в стране нарастает, то каждому учителю в ближайшем будущем придется самоопределяться по-новому.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG