Ссылки для упрощенного доступа

Четвертый президент Грузии


Георгий Маргвелашвили
Георгий Маргвелашвили

Победу на выборах в Грузии одержал кандидат от правящей коалиции "Грузинская мечта" Георгий Маргвелашвили с 62% голосов

Центральная избирательная комиссия Грузии официально объявила победителем президентских выборов кандидата от правящей коалиции "Грузинская мечта" Георгия Маргвелашвили.

Согласно данным после обработки без малого 100% бюллетеней он набрал 62,12% голосов. На втором месте – кандидат от президентской партии "Единое национальное движение" Давид Бакрадзе (21%), на третьем – лидер объединения "Демократическое движение – Единая Грузия" Нино Бурджанадзе (10%).

Сторонники коалиции "Грузинская мечта" всю ночь отмечали победу своего кандидата Георгия Маргвелашвили. По городским улицам на огромной скорости мчались машины с развевающимися флагами. Почти сразу после объявления итогов экзит-поллов у офиса коалиции начался импровизированный митинг победителей. Интересно, что премьер-министр Иванишвили, поздравив сторонников с победой, извинился за свое предупреждение, высказанное им еще до выборов. Тогда он чуть ли не угрожал, что Георгий Маргвелашвили откажется от участия во втором туре в случае, если не победит в первый же день голосования.

Штаб коалиции "Грузинская мечта" в ночь подсчета голосов
Штаб коалиции "Грузинская мечта" в ночь подсчета голосов
Судя по всему, это был удачный предвыборный ход: многие сторонники правящей коалиции не остались дома, а пришли на избирательные участки и проголосовали за Маргвелашвили, который, по последним данным, набирает от 63 до 65 процентов голосов, хотя эти цифры еще далеки от окончательных и могут измениться по мере поступления протоколов избирательных комиссий из дальних округов.

Выступая на митинге, Иванишвили заявил: в стране начинается "двадцатилетний период строительства" и через двадцать лет Грузия будет счастливой, процветающей, богатой и успешной европейской страной. Все эти двадцать лет он намерен быть "членом гражданского общества", а не главой правительства. Имя нового премьер-министра будет названо в ближайшее время, не позднее среды.

Михаил Саакашвили на избирательном участке
Михаил Саакашвили на избирательном участке
Уходящий с поста президента Михаил Саакашвили хотя и поздравил Маргвелашвили с победой, но предупредил общественность, что "к власти прорвались темные силы". По словам экс-президента, "они не смогут утвердиться, и мрак вновь сменится светом".

Поздравил фаворита выборов и кандидат от парламентской оппозиции Давид Бакрадзе. Стоит отметить, что поздравления со стороны проигравших выборы в адрес победителей – абсолютно беспрецедентный факт за всю историю независимости Грузии. До вчерашнего дня оппозиционный кандидат никогда не поздравлял представителя партии власти с победой на президентских выборах, да и власть чаще менялась не в результате выборов, а после переворота или революции.

Сторонники Давида Бакрадзе
Сторонники Давида Бакрадзе
Лишь Нино Бурджанадзе, занявшая на выборах третье место, вновь заявила о грубых фальсификациях и подтвердила, что намерена бороться за отмену официальных результатов голосования на некоторых участках. Однако ее отставание не только от победителя, но даже от Давида Бакрадзе, вышедшего на второе место, столь значительно, что, по всеобщему мнению, у "железной леди грузинской политики" нет шансов поднять новую революционную волну, считает поговоривший с Радио Свобода бывший глава Госканцелярии Петр Мамрадзе:

– Во-первых, в Грузии сейчас нет того протестного заряда, который мог обеспечить волнения на улицах. Во-вторых, голосуя за Маргвелашвили, люди голосовали за Иванишвили. Беспрецедентный случай: человек уходит из политики, уходит с поста премьера, но люди все-таки голосуют фактически за него, потому что победитель президентских выборов в первую очередь – его доверенное лица и преемник. По большому счету оппозиционные силы понимают: опротестовывать нечего. Бакрадзе предпочел сохранить лицо: поздравить победителя, показать обществу свою цивилизованность. Это произошло впервые в истории Грузии.

– Что означает второе место Давида Бакрадзе? Действительно ли тем самым партия Михаила Саакашвили завоевала место и статус главной оппозиционной силы?

– Это действительно так. У них есть сильная команда. Особенно на местах. Где то 20% населения в свое время связали свою судьбу, карьеру и экономическое благополучие именно с национальным движением. Тут важно отметить, что в Грузии нет другой, лояльной государственным интересам оппозиционной политической силы. Нино Бурджанадзе в этом плане полностью провалилась, – говорит Петр Мамрадзе.

Нино Бурджанадзе
Нино Бурджанадзе
Судя по всему, именно Георгий Маргвелашвили возглавит грузинскую делегацию в ходе исторического саммита ЕС в Вильнюсе и парафирует договор об ассоциации Грузии с Европейским союзом. А Михаила Саакашвили, эпоха которого заканчивается, если и пригласят в литовскую столицу, то в лучшем случае лишь в качестве почетного гостя.

Впрочем, Михаил Саакашвили не теряет бодрости духа: сразу после того, как опустил бюллетень в урну на своем избирательном участке, он пригласил всех журналистов к себе домой и сказал, что окончательно уходить из политики не собирается: "Грузия вступает в период неопределенности, и стоит ожидать множество интереснейших событий".

Россия отреагировала на победу Маргвелашвили сдержанно. Министр иностранных дел России Сергей Лавров, который сейчас находится в Ростове-на-Дону, выразил надежду, что "отношения между Россией и Грузией будут поэтапно налаживаться". Политолог Алексей Макаркин уверен, что серьезных изменений они не претерпят - несмотря на уход столь раздражавшего Москву Михаила Саакашвили:

Алексей Макаркин
Алексей Макаркин
- С одной стороны, новое руководство Грузии, в том числе и избранный глава государства, не вызывает у России такого негатива, как Саакашвили, к которому Россия относилась как к преступнику и стремилась его максимально изолировать. С другой стороны, вряд ли отношения двух стран серьезно улучшатся. Во-первых, новое руководство Грузии равно ориентировано на Запад. Во-вторых, возможности даже для каких-то частичных улучшений упираются в проблему Абхазии и Южной Осетии, которые Россия считает суверенными государствами, а Грузия – отколовшимися регионами. Понятно, что ни одна из сторон не откажется от своих взглядов на эту проблему. Эти взгляды невозможно как-то совместить. Поэтому я думаю, что отношения будут довольно спокойными, но прохладными.

- Возможно ли восстановление дипломатических отношений между Грузией и Россией после победы Маргвелашвили?

- Проблема Абхазии и Осетии, на мой взгляд, является и будет являться в долгосрочной перспективе очень значимым ограничителем для того, чтобы восстановить эти отношения.

- А что с торговыми отношениями? Они ведь налаживаются, пусть и медленно.

- Экономические отношение новые грузинские власти стараются сделать максимально аполитичными, стараются договариваться. Результаты этого, впрочем, это не столько реакция российской власти на новое грузинское руководство, сколько реакция на поражение Михаила Саакашвили. Вряд ли здесь будут какие-то крупные изменения. Может быть, в экономике еще о чем-то удастся договориться, но весьма в ограниченном объеме.

- Некоторые эксперты говорят, что победа Маргвелашвили - это хорошо для России, потому что при победе других кандидатов отношения двух стран могли бы ухудшиться.

- Если бы случилось чудо и победил кандидат от партии Саакашвили, отношения, наверное, снова обострились бы. Но вряд ли Россия пошла бы на какие-то решительные шаги, чтобы снова запрещать грузинские спиртные напитки, например. Все-таки, по новому грузинскому законодательству роль президента существенно ограничена. Может быть, в России в большей степени сочувствовали кандидату, который занял третье место, это Бурджанадзе, которая когда-то возглавляла грузинский парламент, потом была в оппозиции Саакашвили, выступая за развитие отношений с Россией, но у нее отсутствовали какие-либо реальные шансы на успех, поэтому Россия здесь отстранилась от этой избирательной кампании.

- Вы упоминали о поправках, благодаря которым премьер-министр Грузии теперь, по сути, сильнее президента, и главная интрига теперь в том, кто возглавит правительство после Бидзины Иванишвили.

- Да, главная интрига в том, кто возглавит правительство. Есть и еще одна проблема - сохранится ли правящая коалиция, потому что коалицию объединяла фигура Иванишвили, а Иванишвили уходит. Есть проблема отношений президента и главы правительства. Понятно, что глава правительства Иванишвили - главный человек, но вопрос - окажется ли его преемник политической фигурой, которая будет реально способна возглавить страну, или же опять будут конфликты, могут возникнуть какие-то противоречия на уровне главы государства и главы правительства. Это довольно глобальная интрига, и вряд ли ответы на эти вопросы будут получены в самое ближайшее время.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG