Ссылки для упрощенного доступа

Томас Ли Флэнэгэн


Томми Флэнэгэн, пианист
Томми Флэнэгэн, пианист

Томми Флэнэгэн начинал дома, в Детройте, а переехав в Нью-Йорк в 1956 году попал в самый водоворот джазовых событий. В начале марта он записал диск с трубачом Тадом Джонсом, а в середине марта он играл уже с Майлзом Дейвисом и Сонни Роллинсом

Фред Астер, он же Фредерик Аустерлиц, казалось бы не имел отношения к профсоюзу композиторов-песенников Аллеи Оловянных Кастрюль. На самом деле это не так. Джером Кёрн, Коул Портер, братья Гершвины, Лоренц Харт или же королева Кастрюль Дороти Филдс – все они писали песни, становившиеся стандартами, для Бродвея. А значит и для звезд Бродвея. Фред Астер был чем-то вроде Полярной Звезды, вокруг которой вращались созвездия. Прежде чем появилась Джинджер Роджерс, этот уроженец городка Омаха, что в Небраске, выступал со старшей сестрой Адель. Они дебютировали в 1905 году, но заметили их на Бродвее двенадцать лет спустя в водевиле «Over the Top».
Вне зависимости от вашего настроения, вы настроены на волну «Свободы», а это означает, что вы слушает нас либо на самых коротких в мире волнах «Свободы», либо через невидимые глазу спутники HotBird и AsiaSat-3, но скорее всего без проволочек – с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в «зыблемой, но непотопимой» (fluctuat nec mergitur), то бишь Лютеции, ваш – ДС.

Tommy Flanagan – Oh, Lady, Be Good! – 4:48 (Tommy Flanagan Trio - Lady Be Good ... For Ella – Verve)

«О, леди, будь добра…», «Oh, Lady, Be Good!» - Джорджа и Айры Гершвинов. Братья Гершвины написали эту чудесную песню для одноименного бродвейского мюзикла в 1924 году. В главных ролях, как вы догадываетесь, были Адель и Фред Астер. В каком-то смысле сюжет этого мюзикла, стартовавшего 1 декабря 1924 года в театре «Liberty» на Бродвее, был и сюжетом семьи Астеров, иммигрантов из Европы, как и авторы музыки и слов братья Гершвины. Вернее, как и Гершвины – дети иммигрантов из Европы.
Трио Томми Флэнэгэна: Томми – рояль; Питэр Уашингтон (заменивший в трио Джорджа Мраца) – контрабас и Льюис Нэш – ударные. Диск с двумя названиями «О, леди, будь добра…» и «Для Эллы». Томми, о чем разговор впереди, в сумме тринадцать лет был аккомпаниатором Эллы Фитцджеральд.

Ella Fitzgerald - Oh, Lady, Be Good! – 3:59 (Ella Fitzgerald Sings the George and Ira Gershwin Songbook – Verve)

«Oh, Lady, Be Good!» - Элла Фитцджеральд и оркестр Нелсона Ридла. Январь 1959 года, студия звукозаписи «Capitol», Лос-Анджелес. Это альбом из трех СД, задуманный продюсером Нормэном Грэнцем «Элла поет песни Джорджа и Айры Гершвинов».
Элла не стала переиначивать слова песни и, в принципе, она поет от имени одинокого мужчина, потерявшегося в большом городе. Джордж Гершвин написал на партитуре песни – «Медленно и с юмором», но со временем песня стала грустной просьбой, если не мольбой.
Добавлю, что мюзикл 1924 года должен был называться «Черные Очи Сюзи», но после того, как авторы и постановщики услышали эту песню братьев Гершвинов, мюзикл и был переименован в «Oh, Lady, Be Good!».
А теперь уточню: наш герой сегодня, родившийся 16 марта 1930 года в Детройте, пианист и композитор Томми Флэнэгэн.

Джазовый лейбл «HighNote» завоевал репутацию выпуском дисков таких джазменов, как тромбонист Стив Турре, трубач Том Харрел и певец Энди Бэй. Лейбл был основан Джо Филдсом, который руководил фирмой в одиночку до 1997 года. Нынче он работает с совладельцем «HighNote» родным сыном – Барни. История Филдса – это история развития звукозаписывающей индустрии послевоенной Америки. Джо начинал в пятидесятых на «Коламбии», затем перешел на «London Records» и, наконец, на «Verve». Он сотрудничал с Кридом Тейлором в эпоху таких записей, как ‘Desafinado’ Стена Гетца, а так же целой серии дисков Джимми Смиса, который покинул «Blue Note» и ушел на «Verve». Короче, Джо Филдс приобрел драгоценный продюсерский опыт и смог основать свою собственную фирму «HighNote». Кроме Турре, Харрела и Бея в каталоге лейбла саксофонисты Хьюстон Пёрсон и Эрик Александер, трубач Джероми Пелт, гитарист Кенни Баррел, пианист Джордж Кэйблс и певец и пианист Фредди Коул.
«HighNote» только что объявил, что 25 марта выпускает новый диск Эрика Александера «Чикагский Пожар». Эрик 1968 года рождения, он играет в русле хард-бопа и пост-бопа…

Tommy Flanagan - Willow Weep For Me – 6:20 (Tommy Flanagan Trio - Overseas – Prestige)

«Willow Weep For Me», «Ива плачет по мне» Анн Ронелл. Трио Томми Флэнэгэна, 15 августа 1957 года, Стокгольм. Томми – рояль; Уилбур Литтл – контрабас и Элвин Джоунс – ударные.
Томасу Ли Флэнэгэну подарили кларнет на Рождество, когда ему было шесть лет. Он рос в Детройте, штат Мичиган и был младшим из шести детей Флэнэгэнов. Его отец был почтальоном, мать работала на ткацкой фабрике. Томас-Младший развивался под влиянием Арта Тейтума, Тедди Уилсона и Нэт-Кинг-Коула, которых он слушал по радио. Чуть позже он открыл для себя бибоп и великого Бада Пауэлла. В резерве надвигавшихся лет был Телониус Монк.

Tommy Flanagan – Pannonica – 7:03 (Tommy Flanagan – Thelonica – Enja)

«Pannonica» - классика Телониуса Сфиэ Монка. Томми Флэнэгэн – рояль; Джордж Мрац – контрабас и Арт Тейлор – ударные. Трио Флэнэгэна записало этот диск «Thelonica» 30 ноября 1982 года. То есть через десять месяцев после кончины самого Монка. На диске восемь композиций Телониуса и одна Флэнэгэна, посвященная мэтру - «Thelonica», которая и стала названием диска. Томми Флэнэгэн не копировал игру Телониуса на этой записи, но сохранил сам дух его пианистического таланта, стиля и приемов.
В пятнадцать лет молодой Томас играл с детройтским тромбонистом Франком Розолино. По законам джазовых клубов несовершеннолетний музыкант не имел права находиться в зоне продажи спиртных напитков. Поэтому во время перерыва Томми уходил в артистическую и готовил там домашнее школьное задание. Так же, подростком, он играл в оркестре Лаки Томпсона, в котором, подарок судьбы, играли Пэппэр Адамс (баритон-саксофон) и Кенни Баррел (гитара). Детройтский период творчества Томми Флэнэгэна закончился призывом в армию. Он прошел школу молодого солдата, а от отправки на корейскую войну его опять же спасло фортепьяно. Но в Корею он все же попал, но не на передовую – он занимался тем же, чем и ДС до армии и иногда и в армии – работал киномехаником, крутил фильмы. В 1954 году он вернулся домой в Детройт и стал пианистом клуба «Blue Bird». Ему довелось играть с Юзефом Латифом, Дональдом Бёрдом и все тем же Кенни Баррелом. Но все стрелки судьбы к этому моменту показывали на восток, даже на юго-восток, в Нью-Йорк.

Он надкусил Большое Яблоко в 1956 году. Кенни Баррел уговорил его рискнуть. Они поселились в Гарлеме у тетки Кенни Баррела, а работа в клубах нашлась моментально. Да и на студийные записи Томми стали тут же приглашать. В первых календах марта 1956 он записал с трубачом Тадом Джоунсом диск «Детройт – Нью-Йорк - пересадка», а через две недели LP с Майлсом Дейвисом и Сонни Роллинсом - «Collectors' Items».

Miles Davis - In Your Own Sweet Way – 4:37 (Miles Davis - Collectors' Items – Prestige)

«In Your Own Sweet Way», «Мило, как ты одна умеешь…» - композиция Дейва Брубека. Майлз Дейвис – труба; Сонни Роллинс – тенор-саксофон; Томми Флэнэгэн (26 лет!) – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Арт «Портняжка» Тейлор – ударные. Хакенсак, Нью-Джерси – гостиная семьи ван Гельдеров. 16 марта 1956 года.
Через три месяца всё в том же 1956 году, 22 июня, Томми Флэнэгэн участвовал в исторической записи диска Сонни Роллинса «Saxophone Colossus», «Колосс Саксофона». Даг Уоткинс играл на контрабасе, Макс Роуч – на ударных; Роллинс – лидер и тенор-сакс; Флэнэгэн – рояль. Руди ван Гельдер в роли колдуна-звукооператора. «Гид по джазу» издательства «Пингвин» наградил эту пластинку высшей наградой – не пятью звездочками, а короной, что означало – «неоспоримый шедевр».

Sonny Rollins - Strode Rode – 5:13 (Sonny Rollins - Saxophone Colossus – Prestige)

«Strode Rode» - Сонни Роллинса. Удостоенный «Грэмми» диск «Saxophone Colossus». Роллинс – тенор-сакс; Флэнэгэн – рояль; Уоткинс – контрабас и Роуч – ударные. Июнь 1956 года.
В мае 1959 года Томми Флэнэгэн принял участие в записи еще одного исторического диска «Giant Steps» Джона Колтрейна.

John Coltrane - Cousin Mary - 5:45 (John Coltrane - Giant Steps – Atlantic)

«Cousin Mary», «Кузина Мэри» - Джона Колтрейна. Вторая композиция Трейна на знаменитом LP «Гигантские Шаги». Диск вышел на фирме «Atlantic».
Трейн – тенор-сакс и лидер; Томми Флэнэгэн – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Арт Тейлор – ударные. Запись была сделана 4 мая 1959 года.
Вторая версия этой же пьесы:

Tommy Flanagan - Cousin Mary – 7:07 (Tommy Flanagan - Giant Steps - In Memory of John Coltrane – ENJA)

«Cousin Mary», «Кузина Мэри» - Джона Колтрейна. СД трио Томми Флэнэгэна «Гигантские Шаги – памяти Джона Колтрейна». Томми Флэнэгэн – лидер трио, он же за роялем; Джордж Мраз (по привычке я произношу его фамилию и Мрац, но это чешская фамилия и, как мы слышим, переводится, как Мороз…), Мраз – контрабас; добавим ударника Эла Фостера.
Комментарии здесь излишни. Диск был записан в феврале 1982 года в Нью-Йорке. Этот CD был наименован на премию «Грэмми». Так как времени нам не хватает, я опущу до следующей оказии отношения, работу Томми с Эллой Фитцджеральд, Тони Беннетом и Коулмэном Хокинсом. Вместо этого я предлагаю расстаться на соло Томми Флэнэгэна, премированное «Грэмми» именно за лучшее пианистическое соло.

Tommy Flanagan - Dear Old Stockholm – 4:52 (Tommy Flanagan - Sea Changes – Evidence Music)

«Dear Old Stockholm», «Старый добрый Стокгольм» - традиционная шведская мелодия, ставшая одной из самых любимых и популярных мелодий в джазе. Наш сегодняшний герой Томми Флэнэгэн – рояль. Запись была сделана в 1996 году.
К концу семидесятых Томми явно был измотан гастролями. Он выступал с Эллой Фитцджеральд 40-45 недель в году. Во время гастролей по Европой в 1970 году они выступили в 29 городах! Через восемь месяцев пианист свалился с инфарктом. Он бросил курить, сократил количество потребляемого алкоголя и начал привыкать к долгим прогулкам. В 1991 году ему провели тяжелую операцию на сердце – 4 шунта. Через несколько недель он снова был на сцене. Он продержался еще десять лет, но аневризма аорты вновь отправила его в госпиталь. Нужно отдать должное мужеству и упорству Флэнэгена. Он продержался до 2001 года, записал еще шесть дисков в роли лидера и четыре – сайдмена. В октябре 2001 года он выступал в Сан-Франциско на вечере, посвященном памяти Джона Колтрейна. 16 ноября его не стало…
О стиле, о скромности, но не застенчивости, о личной жизни пианиста – как-нибудь в другой раз. «Время Джаза», наше время, подошло к концу. Я снова буду в вашей компании через неделю. Напомню, что отныне «Время» выходит в эфир в первый раз в субботу в 22 часа по Москве и повтором в 21 час в воскресенье. Подкасты вы найдете на нашем сайте www.svoboda.org. Всех вам благ, чао, бай-бай!

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG